Критика советской действительности постсталинского периода посредством изобразительных артефактов и аудиовизуальных систем (от лояльности к власти к диссидентству)
Научная статья
-
Юрий Александрович Голубицкий
Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
golub9900@mail.ru
Elibrary Author_id 565192Для цитированияГолубицкий Ю. А. Критика советской действительности постсталинского периода посредством изобразительных артефактов и аудиовизуальных систем (от лояльности к власти к диссидентству) // Наука. Культура. Общество. 2019. Том 25. № 2. С. 81-99.
Аннотация
На примерах концептов и артефактов живописцев «лианозовской школы», сов-арта, концептуалистов, art house игрового и документального кинематографа Оттепели, автор статьи исследует попытки диссидентской творческой интеллигенции постсталинского периода утвердить свободу творчества, демократические принципы в диалоге гражданского общества и государства. При этом он осознанно избегает бинарной оппозиции в оценках сторон. Призывает к смене интеллектуальной парадигмы, отказу от восприятия советской истории как противостояния тоталитарной и антитоталитарной страт общества. Будущее социологической науки, — утверждает автор, — за разработкой и использованием более тонких исследовательских технологий, которые под влиянием социологических и культурологических дополнений отказываются сводить картину общественных отношений социальных и политических оппонентов к властному насилию с одной стороны и противоборству ему с другой.Ключевые слова:вербальность, актуализация, визуализация, познавательный элемент, мобилизационное общество, репрессии, реализм, анти-эстетика, экспрессионизм, минимализм, колористичность, символ, образ, метафораБиография автора
Юрий Александрович Голубицкий, Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россиякандидат социологических наук, старший научный сотрудникЛитература
1. Беляев А. Предисловие // В кн. А. Юрчак. Это было всегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение / Пер. с анг. М.: НЛО, 2014. С. 9.
2. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Избранные эссе / Немецкий культурный центр им. Гете. М.: «Медиум», 1996.
3. Берлин И. Две концепции свободы // Современный либерализм. М., 1998. С. 19–43.
4. Веснина Б. Лианозовская школа // Энциклопедия Кругосвет. URL: www. krugosvet.
5. Кокорев И. Мелкая промышленность в Москве // Очерки Москвы 40-х гг. Л., 1932. С. 65.
6. Костыря М. Малые голландцы // Поэзия повседневности. СПб., 2002. С. 25.
7. Кропивницкий Л. / В статье Б. Весниной «Лианозовская школа» // Энциклопедия Кругосвет. URL: www. krugosvet.
8. Левада Ю. От мнения к пониманию // Социологические очерки 1993– 2000. М.: Мониторинг общественного мнения. 2000. С. 25.
9. Мартынов В. Время Алисы. М., Классика XXI, 2010. С. 5.
10. Маяковский В. О дряни. / В кн. В. Маяковский Навек любовью ранен. М., 1998.
11. Мизес Людвиг фон. Человеческая деятельность. М., СОЦИУМ, 2012. С. 32.
12. Сельвинский И. Лирика // Гуно-Лист. М., Советский писатель. 1964. С. 418.
13. Синявский А. Диссидентство как личный опыт. // Синтаксис. № 15. Париж. 1985.
14. Улицкая Л. Зелёный шатёр. М., АСТ, 2016.
15. Шубин А. Тайны советской эпохи // Диссиденты, неформалы и свобода в СССР. М.: ВЕЧЕ, 2008. С. 4.Форматы цитированияДругие форматы цитирования:
APAГолубицкий, Ю. А. (2019). Критика советской действительности постсталинского периода посредством изобразительных артефактов и аудиовизуальных систем (от лояльности к власти к диссидентству). Наука. Культура. Общество, 25(2), 81-99. извлечено от https://journal-scs.ru/index.php/scs/article/view/202РазделСоциология культуры