Отечественный кинематограф и его значение в формировании национальной идентичности
Научная статья
-
Арсений Игоревич Туманов
Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН; ВГТРК, Москва, Россия
tumanovarsenii@gmail.com
ORCID ID http://orcid.org/0000-0002-8966-7623
Elibrary Author_id 941049Для цитированияТуманов А. И. Отечественный кинематограф и его значение в формировании национальной идентичности // Наука. Культура. Общество. 2021. Том 27. № 3. С. 35-49. DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2021.27.3.4
Аннотация
Cтатья рассматривает аспекты взаимосвязи национальной идентичности и произведений искусства с точки зрения кинематографа, как одного из самых массовых и популярных видов искусства нашего времени. Рассматривается кинематограф США, СССР и современной России. На примере разных направлений кино этих стран прослеживается то, как в фильмах того или иного временного периода находят отражение настроения, взгляды и ценности эпохи, в которую создавалась картина. Таким образом фильмы становятся визуальными маркерами современности, что позволяет последующим поколениям находить связь со своим прошлым, а это является важной частью процесса формирования национальной идентичности. Описано отличие голливудского консервативного кинематографа 40-х и 50-х годов от американского кино так называемого Нового Голливуда 60-х и 70-х годов XX века, характеризующегося большей смелостью и откровенностью в раскрытии определенных тем и проблем. Также автор рассказывает о возвращении Голливуда к традиционным ценностям в восьмидесятые годы, в период, когда президентом Соединенных Штатов был Рональд Рейган. Помимо этого, в пример приводится разница в настроении и атмосфере советских фильмов «оттепели» и периода застоя. В работе затронута проблема несостоятельности современного российского кинематографа по сравнению с советским в отношении места в массовом сознании россиян и его культурной значимости. Автор пишет о том, как недостатки государственного управления современной российской индустрии препятствуют созданию большего количества фильмов, способных положительно повлиять на формирование национальной идентичности.Ключевые слова:Голливуд, идеология, культурная политика, национальная идентичность, российская киноиндустрия, советский кинематографБиография автора
Арсений Игоревич Туманов, Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН; ВГТРК, Москва, Россиясоискатель, ИСПИ ФНИСЦ РАН; редактор, ВГТРКЛитература
1. Хигсон, Э. Национальная идентичность и массмедиа // Медиа. Введение: Учебник / под ред. А. Бриггза, П. Кобли ; пер. с англ. Ю.В. Никуличева. 2-е изд. М. : Юнити-Дана, 2017. 550 с. ISBN 5-238-00960-7.
2. Хантингтон, С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности / пер. с англ. А. Башкирова. М. : ACT, 2004. 552 с. ISBN 5-17-024800-8.
3. Горячев, Ю. И. Исторический опыт строительства революционной кинематографии (1917-1936). М. : ВГИК, 1988. 45 с.
4. Жабский, М. И. Социокультурная драма кинематографа. Аналитическая летопись (1969–2005). М. : Канон+, РООИ Реабилитация, 2009. 775 c. ISBN 978-5-88373-145-7.
5. Жабский, М. И., Тарасов, К. А. Российская социология кино в контексте развития общества // Социологические исследования. 2019. № 11. С. 73-81. DOI: http://dx.doi.org/10.31857/S013216250007449-6.
6. Александров, Г. В. Эпоха и кино / под ред. Н.С. Гудковой. М. : Политиздат, 1976. 288 с.
7. Зоркая, Н. М. История отечественного кино. XX век. М. : Белый город, 2014. 512 с. ISBN 978-5-7793-2429-8.
8. Трофименков, М. С. Красный нуар Голливуда. Часть I. Голливудский обком. СПб : Сеанс, 2018. 748 с. ISBN 978-5-9500453-7-0.
9. Sklar, R. Movie-Made America: A Cultural History of American Movies. New York : Vintage. 1994. 432 p. ISBN 0-679-75549-7.
10. Бискинд, П. Беспечные ездоки, бешеные быки / пер. С. Арбузова. М. : АСТ, 2007. 640 с. ISBN 978-985-16-2169-5.
11. Hoberman, J. An Army of Phantoms: American Movies and the Making of the Cold War. New York : The New Press. 2012. 408 p. ISBN 978-1595588333.
12. Wasson, S. The Big Goodbye: Chinatown and the Last Years of Hollywood. New York : Flatiron Books. 2020. 416 p.
13. Hoberman, J. Make My Day: Movie Culture in the Age of Reagan. New York : The New Press. 2019. 400 p. ISBN 978-1595580061.
14. Perlstein, R. Reaganland: America's Right Turn 1976-1980. New York : Simon & Schuster, 2020. 1120 p. ISBN 978-14767-9305-4.
15. Марголит, Е. Я. Живые и мертвое. Заметки к истории советского кино 1920–1960-х годов. СПб : Сеанс, 2012. 560 с. ISBN 978-5-905669-08-8.
16. Культурная жизнь в СССР, 1951-1965: хроника / сост. C.Н. Базанов. М. : Наука, 1977. 679 с.
17. Щербенок, А. Цивилизационный кризис в кино позднего застоя // Новое литературное обозрение. 2013. № 5 (123). С. 64-70.
18. Лубашова, Н. И. Из истории социологии кино // Социологические исследования. 2011. № 4. С. 146–149.
19. Косинова, М. И. История взаимоотношений отечественного кинематографа со зрительской аудиторией // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 4. С. 147–155.
20. Косинова, М. И. Кинорепертуар и зрительские предпочтения в эпоху «оттепели» в России // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 4. С. 293-306. DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2015.4.28.
21. Хрюкин, Д. А. «Жанр» как ключевая проблема советского кинематографа 1968-1985 гг. Государство, кинематографисты, зритель // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Т. 9, № 2. С. 74-83. DOI: http://dx.doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-2/1-74-83.
22. Марголит, Е. Я. В ожидании ответа. Отечественное кино: фильмы и их люди. М. : Роузбад Интерэктив, 2019. 464 с. ISBN 978-5-905712-42-5.
23. Шеремет, А. Н. Социология кино для всех // Высшее образование в России. 2009. № 4. С. 150-154.
24. Воробьева, К. С. Социология кино в СССР: проблема посещаемости // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2010. № 6. С. 71-79.СтатьяПоступила: 28.07.2021
Опубликована: 29.09.2021
Форматы цитированияДругие форматы цитирования:
APAТуманов, А. И. (2021). Отечественный кинематограф и его значение в формировании национальной идентичности. Наука. Культура. Общество, 27(3), 35-49. https://doi.org/10.19181/nko.2021.27.3.4РазделИсследования социокультурных процессов в гражданском обществе