Культурообразующая роль языка и знание учащимися национального языка в полиэтничных регионах
Научная статья
-
Лариса Семёновна Рубан
Институт социально-политических исследований РАН, Москва, Россия
Lruban@yandex.ru
ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-7972-1596
Elibrary Author_id 422924ResearchID AAG-9409-2020Для цитированияРубан Л. С. Культурообразующая роль языка и знание учащимися национального языка в полиэтничных регионах // Наука. Культура. Общество. 2018. Том 24. № 4. С. 86-105.
Аннотация
В статье исследуется процесс гражданского и этнокультурного формирования школьной молодежи в полиэтничных регионах по результатам крупномасштабного лонгитюда, проводимого с 1991 г. по настоящее время в г. Астрахани, г. Грозном, г. Иваново, г. Краснодаре, г. Майкопе, г. Махачкале, г. Москве, г. Назрани, г. Нальчике, г. Пскове, г. Ставрополе. Анализируются взгляды, позиции и мотивы деятельности молодых людей. В рамках международного проекта «Диалоговое партнерство как фактор стабильности и интеграции» и программы «Молодежь в полиэтничных регионах: взгляды, позиции, ориентации» мы проводим непрерывный мониторинг в форме лонгитюда, в ходе которого анализируется степень владения учащимися национальным языком, мотивы его изучения и возможные сферы применения. Результаты опросов, проведенных в рамках программы «Молодежь в полиэтничных регионах: взгляды, позиции, ориентации» прошли апробацию на крупных международных научных форумах: Всемирном Конгрессе политической науки (Берлин, 1994), Всемирных социологических Конгрессах (Монреаль, 1998, Торонто, 2018), Российских социологических конгрессах (2000, 2008), Форуме «Молодое поколение — жизнь без границ» (2011), Форуме ЮНЕСКО «Диалог как путь к пониманию» (2013), в Неделе науки и образования (2017).Ключевые слова:лонгитюд, полиэтничный регион, этноконфликтологический мониторинг, национальный язык, культурообразующая роль языкаБиография автора
Лариса Семёновна Рубан, Институт социально-политических исследований РАН, Москва, Россиядоктор социологических наук, профессор, главный научный сотрудник Отдела социологии молодежи, руководитель международного проекта «Диалоговое партнерство как фактор стабильности и интеграции» («Мост между Западом и Востоком»)Литература
1. Как формировать толерантность в полиэтничных регионах: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Рубан. М.: Academia, 2013. 312 с.
2. Российское общество и вызовы времени / Под ред. М. К. Горшкова, рук. проекта, и В. В. Петухова. М.: ИС РАН, 2015. С. 209.
3. Рубан Л. С. Молодежь в полиэтничном регионе: взгляды, позиции, ориентации: учеб. пособие. Астрахань: АГПУ, 1999. 92 с.
4. Рубан Л. С. Социализация молодежи в полиэтничных регионах (по материалам конкретных социологических исследований) // Формирование толерантности в полиэтничных регионах: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Рубан. М.: Academia, 2013. 335 с.Форматы цитированияДругие форматы цитирования:
APAРубан, Л. С. (2018). Культурообразующая роль языка и знание учащимися национального языка в полиэтничных регионах. Наука. Культура. Общество, 24(4), 86-105. извлечено от https://journal-scs.ru/index.php/scs/article/view/304РазделСоциально-демографические аспекты миграционных процессов