Качество высшего образования в России: когнитивные ресурсы онлайн-обучения
Научная статья
-
Виталий Владимирович Ковалев
Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия
vitkovalev@yandex.ru
ORCID ID http://orcid.org/0000-0002-8439-3117
Elibrary Author_id 345032
- Александр Викторович Дятлов Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия avdyatlov@yandex.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0001-5914-4744
Elibrary Author_id 316700- Александра Владимировна Лацвеева ЮРГПУ (НПИ) имени М.И. Платова, Новочеркасск, Россия iluxin.2011@mail.ru
Для цитированияКовалев В. В., Дятлов А. В., Лацвеева А. В. Качество высшего образования в России: когнитивные ресурсы онлайн-обучения // Наука. Культура. Общество. 2022. Том 28. № 2. С. 57-69. DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2022.28.2.5 EDN: GUCHUUАннотация
В статье проведен анализ когнитивных ресурсов онлайн-обучения по обеспечению качества высшего образования в России. Обзор научной литературы позволил прийти к выводу, что в российском научном дискурсе потенциал онлайн-обучения, реализуемый в целях обеспечения ожидаемого качества высшего образования, через ресурсный потенциал практически не изучался. Цель исследования: определить достаточность когнитивных ресурсов онлайн-обучения для обеспечения ожидаемого качества образования в социальном институте высшей школы России. Методологической основой является неоинституциональный подход. Результатом операционализации базовых понятий (качество высшего образования, онлайн-обучение, ресурсы качества высшего образования) стало определение двух эмпирических индикаторов: 1) ресурсы студентов для получения качественного образования в условиях онлайн-обучения; 2) ресурсы преподавателей для обеспечения качества образования в условиях онлайн-обучения. В ходе исследования установлено, что подавляющее большинство преподавателей указали на резкое снижение эффективности своей образовательной деятельности при переходе в онлайн. Сюда входит уменьшение профессиональной мотивации и заинтересованности в конечном результате труда, ментальная отстраненность от обучаемых и индифферентность к ним, повышенное беспокойство из-за опасений ухудшения здоровья, равнодушие к повышению профессиональной квалификации, потеря визуального и невербального контроля над студентами. Мнение преподавателей по основным позициям коррелируется с точкой зрения студентов. Однако среди обучающихся выявлена устойчивая группа численностью около 25%, которая ориентирована на онлайн-обучение и демонстрирует убеждённость, что в условиях его реализации их ресурсы на получение качественного образования возрастают. Нами сформулировано предложение, согласно которому данная группа студентов должна обучаться в специальных онлайн (цифровых) школах по сокращённой программе, где приоритетом будет ускоренное профессиональное обучение.Ключевые слова:высшее образование, онлайн-обучение, качество образования, ресурсы качества, институциональное равновесие, трансакционные издержкиБиографии авторов
Виталий Владимирович Ковалев, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россиядоктор социологических наук, доцент, профессор ЮФУАлександр Викторович Дятлов, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россиядоктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой, профессорАлександра Владимировна Лацвеева, ЮРГПУ (НПИ) имени М.И. Платова, Новочеркасск, РоссияаспирантЛитература
1. Бондаревская, Е. В. Личностно-ориентированный подход как технология модернизации образования // Методист. 2003. № 2. С. 2-6.
2. Герасимов, Г. И. Познавательно-развивающая парадигма: инновационное измерение трансформации образования // Гуманитарий Юга России. 2013. № 4. С. 117-134. EDN SBUNBL.
3. Алиева, А. М. Инновационные технологии как ресурс повышения качества образования в вузе // Инновационные процессы в системе образования: теория и практика : Материалы региональной науч.-практич. конф. (Карачаевск, 17 мая 2019 г.). Карачаевск : КЧГУ, 2019. С. 12-17. EDN MYFDLX.
4. Голованова, Ю. В. Критерии оценки качества высшего образования: основные аспекты и направления // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 2. С. 455-460. DOI 10.25683/VOLBI.2019.47.267. EDN TPMNDU.
5. Землянухина, С. Г. Противоречия интересов субъектов системы высшего образования (в аспекте влияния на оценку качества образования) // Стратегии и современные тенденции регионального туризма и гостеприимства : Сб. матер. XV Форума Гильдии экспертов в сфере профессионального образования. М. : Русайнс, 2019. С. 11-16. EDN VTNTRP.
6. Соколов, И. И. Методологические аспекты оценки качества высшего профессионального образования: проблема человекоразмерности // Экология человека. 2009. № 9. С. 3-6. EDN KXRIRT.
7. Гречушкина, Н. В. Педагогические подходы к проектированию и реализации онлайн-курсов // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2020. № 1 (286). С. 72-75. EDN VNZFNN.
8. Кряклина, Т. Ф., Реттих, С. В. Massive open online courses – массовые открытые онлайн-курсы в высшем образовании // Академик. 2018. № 1. С. 26-33. EDN VMNLBQ.
9. Смирнова, А. А. Образовательные онлайн-платформы как феномен современного мирового образования: к определению понятия // Искусственные общества. 2019. Т. 14, № 1. С. 8. DOI 10.18254/S207751800005274-0. EDN NQMBWN.
10. Гулая, Т. М. Массовые открытые онлайн курсы (MOOCS) – новое направление развития высшего образования: возможности, проблемы, перспективы // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 19. С. 44-50. EDN SEHIMF.
11. Ибодова, С. К. Онлайн-обучение в условиях пандемии: проблемы и перспективы // Аллея науки. 2020. № 7. С. 820-826. EDN HEGVPJ.
12. Кузнецов, Н. В. Всеобщая цифровизация и социальные риски // Общество: Политика, экономика, право. 2020. № 10. С. 42-47. DOI 10.24158/pep.2020.10.6. EDN FEJIIY.
13. Ольшанникова, Н. А. Новые формы высшего образования с использованием современных онлайн-технологий // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 2. С. 3688-3694. DOI 10.15372/PEMW20200206. EDN MVDAKX.
14. Иванова, А. Д., Муругова, О. В. Онлайн-образование глазами студентов и преподавателей // Открытое образование. 2020. Т. 24, № 2. С. 4-16. DOI 10.21686/1818-4243-2020-2-4-16. EDN YGKUMU.
15. North, D. C. Institutions, Institutional Change, and Economic Performance. New York : Cambridge University Press, 1990. 215 p. DOI 10.1017/CBO9780511808678.СтатьяПоступила: 30.05.2022
Опубликована: 27.06.2022
Форматы цитированияДругие форматы цитирования:
APAКовалев, В. В., Дятлов, А. В., & Лацвеева, А. В. (2022). Качество высшего образования в России: когнитивные ресурсы онлайн-обучения. Наука. Культура. Общество, 28(2), 57-69. https://doi.org/10.19181/nko.2022.28.2.5РазделСоциология образования - Александр Викторович Дятлов Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия avdyatlov@yandex.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0001-5914-4744
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 81252 30.06.2021
Издатель: Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН
Главный редактор
доктор социологических наук,
Институт социально-политических исследований
ФНИСЦ РАН
Виктор Константинович Левашов
ISSN (print) 2308-829X
ISSN (online) 2713-0681
Периодичность: 4 раза в год.
Издается с 1995 года
КОНТАКТЫ:
Адрес: 119333, г. Москва,
ул. Фотиевой, д. 6, стр. 1
Тел.: +7(499)530-27-32