Цифровизация образовательной деятельности в период коронавирусной инфекции

Научная статья
  • Татьяна Витальевна Великая НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россия tanya.velikaya.1998@mail.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0002-4605-0789
Для цитирования
Великая Т. В. Цифровизация образовательной деятельности в период коронавирусной инфекции // Наука. Культура. Общество. 2022. Том 28. № 2. С. 70-80. DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2022.28.2.6 EDN: GRRZCI

Аннотация

Переход к цифровой экономике, новые потребности рынка труда, имеющееся цифровое неравенство актуализируют проблемы цифровизации образования, которое становится важнейшим условием развития экономики знаний. Учитывая, что распространение коронавирусной инфекции трансформировало различные аспекты социальной жизни и вынудило ускорить переход на дистанционные формы обучения, мы предлагаем рассмотреть особенности цифровизации образовательной среды университетов, отдельно останавливаясь на опыте НИУ ВШЭ. Статья написана по результатам двух исследований: общероссийского опроса студентов «Цифровое образование 2021» и авторского исследования, проведенного в НИУ ВШЭ (Дистант 2021). В рамках этих эмпирических проектов ставилась цель выяснить основные направления цифровизации вузов в России, основные барьеры на пути цифровизации образовательной среды, а также уровень удовлетворённости дистанционным обучением и те факторы, которые эту удовлетворённость определяют. Уровень владения цифровыми технологиями, быстрый и безболезненный переход на дистанционный формат обучения показывает готовность системы образования России к новым стандартам образовательного процесса. Студенты разных регионов страны показали высокий уровень удовлетворенности качеством образования он-лайн, а при выстраивании своих образовательных траекторий предпочли бы гибридные формы, совмещающие офлайн и онлайн занятия. Результаты исследований показали, что удовлетворённость дистанционным образованием в целом ниже удовлетворённости образованием в НИУ ВШЭ, а главными факторами, влияющими на удовлетворённость, являются именно организационные, а не ценностно-мотивационные. Также выявлены некоторые различия в оценках образовательного процесса у студентов различных направлений.
Ключевые слова:
цифровизация, онлайн-образование, дистанционное обучение, ВУЗ

Биография автора

Татьяна Витальевна Великая, НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россия
аспирант школы социальных наук

Литература

1. Буряк, В. В., Шостка, В. И. Цифровизация образования: disruptive technologies в образовании // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 9 (97). С. 21-30. EDN AEPPET.

2. Романов, А. В. История российского дистанционного образования. Тула, 2018. URL: https://infourok.ru/istoriya-rossiyskogo-distancionnogo-obrazovaniya-3589042.html (дата обращения 01.10.2021).

3. Коханова, Л. А., Головко, С. Б., Черешнева, Ю. Е. Цифровое образование как тренд профессионального роста // Революция и эволюция: модели развития в науке, культуре, обществе : труды Всерос. науч. конф. (Н. Новгород, 29 ноября – 01 декабря 2019 года). Н. Новгород : Красная ласточка, 2019. С. 243-246. DOI 10.24411/9999-036A-2019-00088. EDN TAUVUM.

4. Буланова, М. Б. NEET-молодежь в цифровом обществе // Цифровое общество – новый формат социальной реальности: структуры, тенденции развития : матер. Всерос. науч. конф. (Санкт-Петербург, 12–14 ноября 2020 года). Санкт-Петербург, 2020. С. 494-495. EDN IWWUAF.

5. Стриханов, Н. М., Шереги, Ф. Э. Инструментальная эффективность и социальная дисфункция дистанционного образования // Интеллигенция в новой реальности : сб. ст. XXII Междунар. теоретико-методол. конф. (Москва, 30 сентября — 1 октября 2021 г.). М. : Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2021. С. 25-52.

6. Голубин, Р. В., Саралиева, З. Х., Судьин, С. А. Пандемия COVID-19 и дистанционное обучение как факторы формирования новой реальности в российских вузах (на примере ННГУ им. Н.И. Лобачевского) // Интеллигенция в новой реальности : сб. ст. XXII Междунар. теоретико-методол. конф. (Москва, 30 сентября — 1 октября 2021 г.). М. : Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2021. С. 159-169. EDN RVULEN.

7. Буланова, М. Б., Великая, Н. М. Цифровизация высшего образования в период пандемии: преимущества и риски // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 28, № 4. С. 25–36. DOI 10.15826/umpa.2021.04.034. EDN DOIVBR.

8. Bonfield, C. A. [et al.] Transformation or evolution?: Education 4.0, teaching and learning in the digital age // Higher Education Pedagogies. 2020. Vol. 5, Issue 1. Pp. 223-246. DOI 10.1080/23752696.2020.1816847. EDN ZBFWNU.

9. Стратегия прорыва и цифровая реальность России. Социально-политическое положение и демографическая ситуация в 2019 году / В. Н. Архангельский, В. А. Афанасьев, Н. А. Безвербная [и др.]. М. : ИСПИ РАН, 2019. 800 с. ISBN 978-5-905790-44-7. EDN ZMVOOX.

10. Velikaya, N. M., Velikaya, T. V. Human capital and digitalization of public life in the public opinion of Russian residents // Functional aspects of intercultural communication. Translation and interpreting issues : Coll. of art. M. : RUDN University, 2020. Vol. 7. Pp. 698-706. DOI 10.22363/2686-8199-2020-7-698-706. EDN WPTQLD.

11. Великая, Н. М., Белова, Н. И. Социально-экономические риски периода пандемии и практики их преодоления: политика государств и стратегии граждан // Logos et Praxis. 2021. Т. 20, № 1. С. 78-88. DOI 10.15688/lp.jvolsu.2021.1.9. EDN NFVCYS.

12. Как живешь, Россия? : Экспресс-информация. 50 этап социологического мониторинга, август-сентябрь 2020 года / В. К. Левашов, Н. М. Великая, И. С. Шушпанова [и др.]. М. : Перспектива, 2020. 64 с. DOI 10.19181/monogr.978-5-88045-463-1.2020. EDN HMBCAW0.

13. Тульчинский, Г. Л. Цифровая трансформация образования: вызовы высшей школы // Философские науки. 2017. № 6. С. 121-136. EDN ZHKEKN.

14. Liu, Q., Geertshuis, S. & Grainger, R. Understanding academics’ adoption of learning technologies: A systematic review // Computers & Education. 2020. Vol. 151. DOI 10.1016/j.compedu.2020.103857.

15. Iglesias-Pradas, S. [et al.] Emergency remote teaching and students’ academic performance in higher education during the COVID-19 pandemic: A case study // Computers in Human Behavior. 2021. Vol. 119. DOI 10.1016/j.chb.2021.106713.
Статья

Поступила: 08.05.2022

Опубликована: 27.06.2022

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Великая, Т. В. (2022). Цифровизация образовательной деятельности в период коронавирусной инфекции. Наука. Культура. Общество, 28(2), 70-80. https://doi.org/10.19181/nko.2022.28.2.6
Раздел
Социология образования