Основные модели цифровой компетентности
Научная статья
Для цитирования
Нестик Т. А., Солдатова Г. У. Основные модели цифровой компетентности // Наука. Культура. Общество. 2016. Том 22. № 1. С. 107-119. EDN: ZYKSJF
Аннотация
В статье дается анализ подходов к исследованию феномена технофобии, рассматриваются факторы отношения личности и группы к цифровым технологиям. Приводятся результаты эмпирического исследования отношения взрослых к интернету, проведенного на общероссийской репрезентативной выборке (2013 г.; N = 1209). Анализируются различия в пользовательской активности и моделях цифровой компетентности между «технофобами» и «технофилами». Делается вывод о влиянии отношения к технологиям на формирование цифровой компетентности.
Ключевые слова:
интернет, цифровая компетентность, технофобия, доверие к технологиям, социальное конструирование технологии
Литература
1. Богатырь Н. В. Роль пользовательских сообществ в создании и распространении технологических инноваций // Этнографическое обозрение. 2012. № 3. С. 88–104.
2. Богатырь Н. В. Современная технокультура сквозь призму отношений пользователей и технологий // Этнографическое обозрение. 2011. № 5. С. 30–39.
3. Взаимоотношения исследовательской и практической психологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015.
4. Динамика социально-психологических- явлений в изменяющемся обществе. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1996.
5. Доверие и недоверие в условиях развития гражданского общества. М.: Изд-во НИУ ВШЭ, 2013.
6. Купрейченко А. Б. Доверие и недоверие технике и социотехническим системам: постановка проблемы и обоснование подхода к исследованию // Ученые записки ИМЭИ. 2012. Т. 2. № 1. C. 126–137.
7. Макропсихология современного российского общества. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015.
8. Нестик Т. А., Журавлев А. Л. Совместное творчество как ресурс деятельности организации: состояние и перспективы исследований // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 1. С. 3–21.
9. Обознов А. А., Акимова А. Ю. Доверие человека технике как фактор надежности профессиональной деятельности // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 2. С. 225–231.
10. Россия в глобазирующемся мире: мировоззренческие и социокультурные аспекты. М.: Наука, 2007.
11. Совместная деятельность в условиях организационно-экономических изменений. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997.
12. Современные тенденции развития психологии труда и организационной психологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015.
13. Соснин В. А., Журавлев А. Л., Красников М. А. Социальная психология: Учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2011.
14. Социальная психология: Учебное пособие для вузов / Отв. ред. А. Л. Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002.
15. Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998.
16. Юревич А. В., Журавлев А. Л. Макропсихологическое состояние современного российского общества // Экономическая наука современной России. 2012. № 2. С. 137–140.
17. Bauer M. Resistance to new technology: nuclear power, information technology and biotechnology // Resistance to New Technology. Nuclear Power, Information Technology and Biotechnology. Ed. by M. Bauer. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1997. P. 1– 42.
18. Brosnan M. J. Technophobia: The psychological impact of information technol- ogy. London: Routledge, 1998.
19. Davis F. D. Perceived usefulness, perceived ease of use, and user acceptance of information technology // MIS Quarterly, 1989, V. 13 (3). P. 319– 339.
20. Dinello D. Technophobia! Science Fiction Visions of Posthuman Technology. Austin: University of Texas Press, 2005.
21. Klein H. K., Kleinman D. L. The Social Construction of Technology: Structural Considerations // Science, Technology, and Human Values. 2002. Vol. 27. № 1. P. 28–52.
22. Osiceanu M.-E. Psychological Implications of Modern Technologies: «Techn- ofobia» versus «Technophilia» // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2015. V. 180. P. 1137–1144.
23. Pinch T., Bijker W. The Social Construction of Facts and Artifacts: Or How the Sociology of Science and the Sociology of Technology Might Benefit Each Other // The Social Construction of Technological Systems: New Directions in the Sociology and History of Technology. Bijker W., Hughes T., Pinch T. (eds.). Cambridge, MA: MIT Press, 1987. P. 17– 50.
24. Presno C. Taking the byte out of Internet anxiety: Instructional techniques that reduce computer / Internet anxiety in the classroom // Journal of Educational Computing Research, 1998. V. 18. P. 147–161.
25. Thorpe S., Brosnan M. Does computer anxiety reach levels which conform to DSM IV criteria for specific phobia? // Computers in Human Behavior, 2007. V. 23. P. 1258–1272.
2. Богатырь Н. В. Современная технокультура сквозь призму отношений пользователей и технологий // Этнографическое обозрение. 2011. № 5. С. 30–39.
3. Взаимоотношения исследовательской и практической психологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015.
4. Динамика социально-психологических- явлений в изменяющемся обществе. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1996.
5. Доверие и недоверие в условиях развития гражданского общества. М.: Изд-во НИУ ВШЭ, 2013.
6. Купрейченко А. Б. Доверие и недоверие технике и социотехническим системам: постановка проблемы и обоснование подхода к исследованию // Ученые записки ИМЭИ. 2012. Т. 2. № 1. C. 126–137.
7. Макропсихология современного российского общества. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015.
8. Нестик Т. А., Журавлев А. Л. Совместное творчество как ресурс деятельности организации: состояние и перспективы исследований // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 1. С. 3–21.
9. Обознов А. А., Акимова А. Ю. Доверие человека технике как фактор надежности профессиональной деятельности // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 2. С. 225–231.
10. Россия в глобазирующемся мире: мировоззренческие и социокультурные аспекты. М.: Наука, 2007.
11. Совместная деятельность в условиях организационно-экономических изменений. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997.
12. Современные тенденции развития психологии труда и организационной психологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015.
13. Соснин В. А., Журавлев А. Л., Красников М. А. Социальная психология: Учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2011.
14. Социальная психология: Учебное пособие для вузов / Отв. ред. А. Л. Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002.
15. Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998.
16. Юревич А. В., Журавлев А. Л. Макропсихологическое состояние современного российского общества // Экономическая наука современной России. 2012. № 2. С. 137–140.
17. Bauer M. Resistance to new technology: nuclear power, information technology and biotechnology // Resistance to New Technology. Nuclear Power, Information Technology and Biotechnology. Ed. by M. Bauer. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1997. P. 1– 42.
18. Brosnan M. J. Technophobia: The psychological impact of information technol- ogy. London: Routledge, 1998.
19. Davis F. D. Perceived usefulness, perceived ease of use, and user acceptance of information technology // MIS Quarterly, 1989, V. 13 (3). P. 319– 339.
20. Dinello D. Technophobia! Science Fiction Visions of Posthuman Technology. Austin: University of Texas Press, 2005.
21. Klein H. K., Kleinman D. L. The Social Construction of Technology: Structural Considerations // Science, Technology, and Human Values. 2002. Vol. 27. № 1. P. 28–52.
22. Osiceanu M.-E. Psychological Implications of Modern Technologies: «Techn- ofobia» versus «Technophilia» // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2015. V. 180. P. 1137–1144.
23. Pinch T., Bijker W. The Social Construction of Facts and Artifacts: Or How the Sociology of Science and the Sociology of Technology Might Benefit Each Other // The Social Construction of Technological Systems: New Directions in the Sociology and History of Technology. Bijker W., Hughes T., Pinch T. (eds.). Cambridge, MA: MIT Press, 1987. P. 17– 50.
24. Presno C. Taking the byte out of Internet anxiety: Instructional techniques that reduce computer / Internet anxiety in the classroom // Journal of Educational Computing Research, 1998. V. 18. P. 147–161.
25. Thorpe S., Brosnan M. Does computer anxiety reach levels which conform to DSM IV criteria for specific phobia? // Computers in Human Behavior, 2007. V. 23. P. 1258–1272.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Нестик, Т. А., & Солдатова, Г. У. (2016). Основные модели цифровой компетентности. Наука. Культура. Общество, 22(1), 107-119. извлечено от https://journal-scs.ru/index.php/scs/article/view/365
Раздел
Теория