Переосмысление отношения к сфере образования в культурном пространстве молодежи
Научная статья
-
Олег Владимирович Сорокин
Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
sorokinov@my.msu.ru
ORCID ID http://orcid.org/0000-0003-2597-9465
Elibrary Author_id 719446ResearchID N-1103-2013Для цитированияСорокин О. В. Переосмысление отношения к сфере образования в культурном пространстве молодежи // Наука. Культура. Общество. 2022. Том 28. № 3. С. 111-121. DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2022.28.3.8 EDN: OBLYCT
Аннотация
В культурном пространстве молодежи переосмысление отношения к сфере образования сопровождается складыванием гибридных образцов, совмещающих в себе противоположные смыслы. С точки зрения нормативного подхода данные образцы следует рассматривать как противостоящие ценностно-нормативным образцам, эталонам социальных взаимодействий в сфере образования. В статье природа отклоняющегося поведения молодежи рассматривается в контексте отклонения от исходных смыслов, которые закладывались в понимание морально-нравственных образцов в рамках доминирующей культуры. Выбор молодыми людьми в пользу отклоняющихся смыслов представляется как следствие усиления процессов инструментализации и рационализации молодежи в образовательной сфере. Приводятся результаты всероссийского исследования, проведенного Центром социологии молодежи ИСПИ ФНИСЦ РАН в 2020 году. Анализируются взаимосвязи между уровнем образования, местом учебы, ценностью образования и отклоняющимися смыслами в культурном пространстве молодежи, что позволяет исследовать смысловую направленность саморегуляции девиантного поведения молодежи в образовательной сфере. Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют в пользу того, что нарастающая инструментализация отношения к знанию и культурным практикам в сфере образования усиливает процессы переосмысления сущностного предназначения социальных норм в социальной реальности молодежи. Переосмысление проявляется в двух полюсах рационализации: от либерализации данных норм до практически полного нивелирования прежних эталонов взаимодействий.Ключевые слова:молодежь, сфера образования, отклоняющиеся смыслы, изменяющаяся социальная реальность, саморегуляция девиантного поведения молодежиБиография автора
Олег Владимирович Сорокин, Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россиякандидат социологических наук, старший научный сотрудникЛитература
1. Зубок, Ю. А., Яковук, Т. И. Духовная жизнь молодежи в трансформирующемся обществе. Брест : Альтернатива, 2008. 204 с. ISBN 978-985-521-004-8. EDN XSNCSP.
2. Саморегуляция жизнедеятельности молодежи: методология и социальные практики / Ю. А. Зубок, О. Н. Безрукова, Ю. Р. Вишневский [и др.]. Белгород : Эпицентр, 2021. 500 с. ISBN 978-5-6045221-7-2. EDN SUHSWJ.
3. Юревич, А. В. Эмпирические оценки нравственного состояния современного общества // Наука. Культура. Общество. 2017. Т. 23, № 2. С. 46-55. EDN YTJSZT.
4. Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / Пер. с англ. Е. Руткевич. Москва : Медиум, 1995. 323 с. ISBN 5-85691-036-2.
5. «Нормальная аномия» в России и современном мире / Н. Н. Зарубина, И. Г. Каргина, Д. Н. Карпова [и др.]. Москва : МГИМО-университет, 2017. 281 с. ISBN 978-5-9228-1750-9. EDN ZNCCOD.
6. Зубок, Ю. А., Чупров, В. И. Молодежь в культурном пространстве: саморегуляция жизнедеятельности. Москва : Норма, 2020. 304 с. ISBN 978-5-00156-082-1. EDN WLJWBA.
7. Зубок, Ю. А., Чупров, В. И. Современная социология молодежи: изменяющаяся реальность и новые теоретические подходы // Россия реформирующаяся: ежегодник. 2017. Вып. 15. С. 12-48. EDN ZFBDYV.
8. Зубок, Ю. А., Чупров, В. И. Саморегуляция смысложизненных ценностей в культурном пространстве молодёжи // Вестник Института социологии. 2019. Т. 10. № 4. C. 164-186. DOI 10.19181/vis.2019.31.4.614. EDN SBTVHF.
9. Чупров, В. И., Зубок, Ю. А., Романович, Н. А. Отношение к социальной реальности в российском обществе: социокультурный механизм формирования и воспроизводства. Москва : Норма, 2014. 352 с. ISBN 978-5-91768-444-4. EDN XRTSUR.
10. Луков, Вал. А., Погорский, Э. К. Информационное общество и молодежь. Москва : Московский гуманитарный университет, 2014. 159 с. ISBN 978-5-98079-979-3. EDN SNELCV.
11. Шендрик, А. И. Социология культуры: учеб. пособие. Москва : Юнити-Дана, 2012. 495 с. ISBN 5-238-00896-1. EDN RYRQDH.СтатьяПоступила: 24.07.2022
Опубликована: 30.09.2022
Форматы цитированияДругие форматы цитирования:
APAСорокин, О. В. (2022). Переосмысление отношения к сфере образования в культурном пространстве молодежи. Наука. Культура. Общество, 28(3), 111-121. https://doi.org/10.19181/nko.2022.28.3.8РазделСоциология образования