Московская школа: итоги реформ
Научная статья
-
Павел Владимирович Шевченко
Московский городской педагогический университет, Москва, Россия
shevpav@yandex.ru
ORCID ID http://orcid.org/0000-0002-3025-9617
Elibrary Author_id 664633Для цитированияШевченко П. В. Московская школа: итоги реформ // Наука. Культура. Общество. 2022. Том 28. № 3. С. 122-136. DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2022.28.3.9 EDN: ASJVNB
Аннотация
В статье рассматриваются результаты 10-летнего периода активного реформирования московской системы образования, которое было инициировано на федеральном уровне, но имело свою городскую специфику. Описываются меры по стандартизации единого образовательного пространства, новая система оплаты труда, подушевое финансирование. Изменения в структуре управления образованием города – ликвидация окружных управлений образования, объединение школ и детских садов в образовательные комплексы, появление новых функций у школы и её администрации анализируются с точки зрения концепции управления изменениями. В качестве основных последствий реформ отмечаются возникновение социально-профессиональной прослойки школьных администраторов, придерживающихся единой системы ценностей, а также снижение социальной напряжённости, выравнивание ресурсных возможностей основной массы школ и улучшение образовательных результатов московского образования в целом. Эмпирическую основу составляют статистические данные и результаты интервью с администраторами школ – директорами и их заместителями, большинство из которых успешно справились с новыми задачами и условиями работы в период интенсивного реформирования столичного образования.Ключевые слова:система образования, реформирование, образовательный комплекс, управляемость, рейтинг школБиография автора
Павел Владимирович Шевченко, Московский городской педагогический университет, Москва, Россиякандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник, Лаборатория управления проектамиЛитература
1. Lamby, J. Distributed Leadership and bureaucracy // Educational Management Administration & Leadership. 2019. № 47(1). Pp. 5-19. DOI 10.1177/1741143217711190.
2. Весманов, С. В., Весманов, Д. С., Иванова, М. А. Исследование профессиональной деятельности и социальных перспектив учителей, преподавателей и студентов Москвы в контексте изменений и нововведений в системе образования. Москва : МГО Профсоюза образования, 2020. 176 с. EDN JXMNJK.
3. Шевченко, П. В. Модели управления объединёнными образовательными организациями Москвы // Социологические исследования. 201. № 2(370). С. 134-138. EDN TNETDB.
4. Кобзева, Н. М. Феномен сопротивления изменениям: сущность, виды и формы проявления // Вестник ВГУИТ. 2013. № 4(58). С. 298-303. EDN RTUHVF.
5. Коттер, Дж. Впереди перемен / Пер с англ. А. Успенского. Москва : Олимп-бизнес, 2003. 237 с. ISBN 5901028449.
6. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия // Пер. с англ. С. Жильцова. Санкт-Петербург : Питер, 1999. 416 с. ISBN 5-314-00105-5.
7. Новокрещёнов, А. В. Ещё раз о номенклатурном методе работы с руководящими кадрами // Социологические исследования. 2021. № 8. С. 170-174.
8. Прохоров, А. Русская модель управления. Москва : Изд-во студии А. Лебедева, 2011. 480 с. ISBN 978-5-98062-030-1.
9. Cameron, E., Green, M. Making sense of change management. London and Philadelphia : Kogan Page, 2009. 372 р. ISBN 978-0-7494-5310-7.
10. Donahoo, S., Hunter, R. Teaching leaders to lead teachers: educational administration in the era of constant crisis. Bingley : Emerald Group Publishing Limited, 2007. 389 р. ISBN 978-0-7623-1461-4.
11. Школа в бумажной пучине: кризис информационных потоков в образовании / Ю. В. Башкирова, П. А. Бояджиева, К. К. Елкина [и др.]. Великий Новгород : РНФ, 2020. 351 с. ISBN 978-5-6042052-1-1. EDN MSNLLC.
12. Косарецкий, С. Г. [и др.] Дополнительное образование: изменения в контексте реализуемых приоритетов государственной политики // Мониторинг экономики образования. 2020. № 17. 15 с.
13. Sahlberg, P. A short history of educational reform in Finland. Working Paper, European Training Foundation. 2009. 38 р. URL: https://www.disal.it/Resource/Finland-Sahlberg.pdf (дата обращения: 17.05.2022).
14. Осипов, А. М. «Троянские кони» неолиберализма в образовании // Социологические исследования. 2017. № 8. С. 136-146. DOI 10.7868/S0132162517080153. EDN ZGOXVZ.
15. Волков, В. Н. Модель управления школой в условиях концептуальных изменений // Евразийский союз ученых. 2016. № 30-3. С. 22-24. EDN XAAEQV.СтатьяПоступила: 10.06.2022
Опубликована: 30.09.2022
Форматы цитированияРазделСоциология образования