Социально-политические особенности и перспективы становления российского кинематографа в призме отечественного и мирового опыта киноиндустрии
Научная статья
-
Арсений Игоревич Туманов
Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН; ВГТРК, Москва, Россия
tumanovarsenii@gmail.com
ORCID ID http://orcid.org/0000-0002-8966-7623
Elibrary Author_id 941049Для цитированияТуманов А. И. Социально-политические особенности и перспективы становления российского кинематографа в призме отечественного и мирового опыта киноиндустрии // Наука. Культура. Общество. 2022. Том 28. № 3. С. 137-151. DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2022.28.3.10 EDN: DJTCUQ
Аннотация
Статья посвящена российскому кинематографу и проблемам, которые существуют на современном кинорынке страны. Это касается как очевидных, сиюминутных трудностей, например, падения посещаемости кинотеатров в отсутствие больших голливудских премьер в прокате, так и более глубинных недостатков, среди которых – отсутствие у российского кино собственной идентичности. Автор описывает, как современная система государственной поддержки кинематографа невольно поощряет создание однотипных и односложных фильмов, что не только негативно влияет на совокупные кассовые сборы российских кинотеатров, но и не позволяет отечественной киноиндустрии развиваться, а также эффективно выполнять свои социально-политические функции. Самым востребованным в последние годы видом российской кинопродукции становятся высокобюджетные блокбастеры, в сюжетной основе которых лежат героические события отечественной истории, рассказанные языком западного коммерческого кино. Не столь уж частые, но громкие успехи таких фильмов создали конъюнктурную ситуацию, в которой подобного рода проекты получают львиную долю государственного финансирования. В то же время кассовые сборы показывают, что зрителей чаще привлекают фильмы не столь эпические, но о жизни наших современников сегодня и завтра. Нынешняя ситуация в отечественном кинематографе сопоставляется с успешным опытом развития советской и зарубежной киноиндустрии Китая, Южной Кореи и Франции.Ключевые слова:государственная поддержка кинематографа, национальная идентичность, отрасль кинопоказа, российская киноиндустрия, социально-политические функции искусстваБиография автора
Арсений Игоревич Туманов, Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН; ВГТРК, Москва, Россиясоискатель, ИСПИ ФНИСЦ РАН; редактор, ВГТРКЛитература
1. Волков, Е. В. «Ущемление интересов кино — это есть ущемление интересов зрителя»: проблемы советского кинопроката и качества фильмов в текстах периода «оттепели» // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2020. Т. 20, № 2. С. 25-31. DOI 10.14529/ssh200203. EDN EBKSYD.
2. Косинова, М. И. История взаимоотношений отечественного кинематографа со зрительской аудиторией // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 4. С. 147–155. EDN TDUYCB.
3. Жабский, М. И. Вестернизация кинематографа: опыт и уроки истории // Социологические исследования. 1996. № 2. С. 25-35. EDN MOUKHL.
4. Лубашова, Н. И. Социология российской кинематографии эпохи социализма // Аналитика культурологии. 2015. № 1(31). С. 86-92. EDN TYVZTV.
5. Болтянский, Г. М. Ленин и кино. Москва – Ленинград : Госиздат, 1925. 96 с.
6. Сидорова, Г. П, Шутая, Н. К. Советское художественное кино о революции 1917 года в России: динамика производства и потребления (1918-1991) // Культура и искусство. 2017. № 10. С. 26-39. DOI 10.7256/2454-0625.2017.10.24522. EDN ZTCGDJ.
7. Косинова, М. И. Советская кинофикация и кинопрокат во второй половине 1940-х годов… «трофейное кино» — спасение киноотрасли в период «малокартинья» // Сервис plus. 2015. Т. 9, № 3. С. 59-69. DOI 10.12737/12541. EDN UGAUCB.
8. Танис, К. А. Трофейные фильмы в СССР в 1940-1950-е годы: к практикам кинопроката // Артикульт. 2019. № 2(34). С. 79-88. DOI 10.28995/2227-6165-2019-2-79-88. EDN NCBRBD.
9. Туманов, А. И. Отечественный кинематограф и его значение в формировании национальной идентичности // Наука. Культура. Общество. 2021. Т. 27. № 3. С. 35-49. DOI 10.19181/nko.2021.27.3.4. EDN AKUOVR.
10. Танис, К. А. Кино и зритель в эпоху перестройки: изменение горизонта зрительских ожиданий в 1980-1990-е годы // Вестник Пермского университета. История. 2019. № 3(46). С. 26-33. DOI 10.17072/2219-3111-2019-3-26-33. EDN LYLWJZ.
11. Колесникова, А. Г. Образ советского прошлого в игровом кино эпохи перестройки // Манускрипт. 2021. Т. 14, № 10. С. 2029-2032. DOI 10.30853/mns210383. EDN IHCRRD.
12. Nilsson, P. Chinese Government’s Role in Commercialization of the Film Industry : Master thesis / Lund University. 2015. URL: https://u.to/fxYrHA (дата обращения: 21.05.2021).
13. Parc, J. A Retrospective on Korean Film Policies // European Centre for International Political Economy. 2014. URL: https://u.to/6Z9IHA (дата обращения: 22.05.2021).
14. Messerlin, P., Parc, J. The Real Impact of Subsidies on the Film Industry (1970s–Present): Lessons from France and Korea // Pacific Affairs. 2014. Vol. 90. № 1. Pp. 51-75. DOI 10.5509/201790151.СтатьяПоступила: 25.05.2022
Опубликована: 30.09.2022
Форматы цитированияДругие форматы цитирования:
APAТуманов, А. И. (2022). Социально-политические особенности и перспективы становления российского кинематографа в призме отечественного и мирового опыта киноиндустрии. Наука. Культура. Общество, 28(3), 137-151. https://doi.org/10.19181/nko.2022.28.3.10РазделИсследования социокультурных процессов в гражданском обществе