Психология и социология в деятельности психологической службы промышленного предприятия конца советского периода (на примере социально-психологической службы ПО "Курганприбор")
Научная статья
-
Александр Алексеевич Грачев
Московский гуманитарный университет; Институт психологии РАН, Москва, Россия
agrat50@mail.ru
Elibrary Author_id 512440Выражение признательностиИсследование выполнено по Государственному заданию ФАНО РФ № 0159-2016-0001Для цитированияГрачев А. А. Психология и социология в деятельности психологической службы промышленного предприятия конца советского периода (на примере социально-психологической службы ПО "Курганприбор") // Наука. Культура. Общество. 2016. Том 22. № 3. С. 167-181. EDN: LVXHKK
Аннотация
В статье рассматриваются основные детерминанты возникновения и развития психологических служб промышленных предприятий во второй половине XX века. Показана эффективность комплексного и междисциплинарного подхода к социальному управлению предприятием на примере деятельности социально-психологической службы производственного объединения «Курганприбор». Определяются перспективы развития такого подхода в связи с моделью управления человеческими ресурсами.Ключевые слова:психологическая служба, социологическая служба, социальное управление, психолог в организации, социально-психологическая служба объединения «Курганприбор»Биография автора
Александр Алексеевич Грачев, Московский гуманитарный университет; Институт психологии РАН, Москва, Россиядоктор психологических наук, профессор кафедры социальной и этнической психологии МосГУ, главный научный сотрудник ИП РАНЛитература
1. Боровик В. С., Журавлев А. Л., Крылова Н. В. Проблемы «службы человека» на производстве // Психологический журнал. 1986. Т. 7. № 1. С. 154–160.
2. Взаимоотношения исследовательской и практической психологии / Под ред. А. Л. Журавлева и А. В. Юревича. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015.
3. Грачев А. А. Теоретические и методологические основания прикладной психологии // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 1. С. 15–24.
4. Грачев А. А. Психологическое проектирование производственной организации. СПб.: Институт практической психологии, 2008.
5. Грачев А. А., Журавлев А. Л., Литвиненко Д. А., Основные направления деятельности практического психолога в условиях бригад нового типа // Социально-психологическое проблемы бригадной формы организации труда. М.: Наука, 1987. С. 203–211.
6. Грачев А. А., Крылова Н. В. Основные задачи социально-психологических служб // Первый Всесоюзный симпозиум по социальной психологии. Кострома: КГПИ, 1986. С. 64–66
7. Журавлев А. Л., Зотова О. И. Психологическая служба промышленного предприятия: поиски, решения // Психологический журнал. 1982. Т. 3. № 1. С. 155–158.
8. Журавлев А. Л., Таранов Е. В. Социально-психологические основы опосредованных методов руководства // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979. С. 287–304.
9. Ломов Б. Ф., Журавлев А. Л. Психология и управление. М.: Знание, 1978.
10. Методология комплексного человекознания и современная психология / Отв. ред. А. Л. Журавлев, В. А. Кольцова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008.
11. Новиков В. В. Принципы построения и опыт работы отраслевой психологической службы Миннефтехимпрома СССР // Социально-психологическая служба промышленного предприятия: теория, опыт, практика. Курган: Изд-во «Советское Зауралье», 1983. С. 27–35.
12. Новое в науках о человеке / Отв. ред. Г. Л. Белкина; ред.-сост. М. И. Фролова. М.: ЛЕНАНД, 2015.
13. Проблемы социально-психологической службы промышленного предприятия. Материалы Всесоюзной конференции / Под ред. В. С. Боровика, Ю. М. Забродина, Н. В. Крыловой, Б. Ф. Ломова, Е. В. Таранова, Ж. Т. Тощенко, Э. Н. Фетисова, Е. В. Шороховой. Курган: Изд-во «Советское Зауралье», 1985.
14. Психологические проблемы повышения эффективности деятельности производственных коллективов. Материалы научно-практической конференции / Под ред. О. И. Зотовой, Е. В. Таранова, Е. В. Шороховой. Курган: Изд-во «Советское Зауралье», 1981.
15. Рубакин В. Ф., Журавлев А. Л. Проблема «человеческого фактора» в управлении // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976. С. 41–63.
16. Самсонов В. Ю., Журавлев А. Л. Организационные формы и направления работы психологической службы ПО «Электростальтяжмаш» // Социально-психологическая служба промышленного предприятия: теория, опыт, практика. Курган: Изд-во «Советское Зауралье», 1983. С. 51–59.
17. Служба социального развития предприятия: Практическое пособие. М.: Наука, 1989.
18. Современные тенденции развития психологии труда и организационной психологии / Отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев, А. Н. Занковский. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015.
19. Социология в России / Под ред. В. А. Ядова. М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998.
20. Социально-психологическая служба промышленного предприятия: теория, опыт, практика. Материалы к V Всесоюзному съезду Общества психологов СССР / Под ред. Е. В. Таранова и Ю. М. Забродина. Курган: Изд-во «Советское Зауралье», 1983.
21. Социально-психологические проблемы повышения эффективности деятельности производственных коллективов. Материалы научно-практической конференции / Под ред. О. И. Зотовой, Е. В. Таранова, С. К. Рощина. Курган: Изд-во «Советское Зауралье», 1977.
22. Таранов Е. В. Методологические и организационные основы социально-психологической службы производственной организации // Социально-психологическая служба промышленного предприятия: теория, опыт, практика. Курган: Изд-во «Советское Зауралье», 1983. С. 12–27.
23. Таранов Е. В., Грачев А. А., Гюппенен В. Н. Человек в производственной организации. Курган: Изд-во «Советское Зауралье», 1981.
24. Ушаков Д. В., Журавлев А. Л. Фундаментальная психология и практика: проблемы и тенденции взаимодействия // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 3. С. 5–16.
25. Щербина В. В. Заводская социология и управленческое консультирование в советский и постсоветский периоды // Социологические исследования. 2008. № 6. C. 115–124.Форматы цитированияДругие форматы цитирования:
APAГрачев, А. А. (2016). Психология и социология в деятельности психологической службы промышленного предприятия конца советского периода (на примере социально-психологической службы ПО "Курганприбор"). Наука. Культура. Общество, 22(3), 167-181. извлечено от https://journal-scs.ru/index.php/scs/article/view/418РазделИсследования