Национальные школы в полиэтничном регионе (историко-социологический анализ на примере Астраханского края)

Научная статья
Для цитирования
Рубан Л. С. Национальные школы в полиэтничном регионе (историко-социологический анализ на примере Астраханского края) // Наука. Культура. Общество. 2016. Том 22. № 4. С. 5-21. EDN: HHJHYO

Аннотация

В статье рассказывается о развитии национальных школ в Астраханском крае в дооктябрьский, советский и постсоветский периоды и о реализации образовательной государственной политики с учетом многонационального состава Российской Федерации. Главный вопрос, затронутый в статье, — это преподавание национального языка в школе в полиэтничном регионе. Автором отмечается, что в системе образования при русском языке обучения формальное равенство в школе детей разных национальностей приводит к дискриминации нерусских детей, для устранения которой часто применяется позитивная дискриминация (специальные квоты и условия для поступления в вузы для детей нерусской национальности), которая, в свою очередь, приводит к негативной дискриминации выпускников национальных школ при получении послешкольного образования.
Ключевые слова:
национальные школы, система Ильминского, народный комиссариат просвещения, Астраханская губернская чрезвычайная комиссия по борьбе с неграмотностью, отдел просвещения по мусульманским делам

Биография автора

Лариса Семёновна Рубан, Московский энергетический институт, Москва, Россия
доктор социологических наук, профессор, директор Центра глобальных исследований, руководитель международного проекта «Диалоговое партнерство как фактор стабильности и интеграции»

Литература

1. Астрахань: Справочная книга. — Сталинград, 1937. — 408 с.

2. Братское содружество народов (1922–1936 гг.). — Москва, 1964. 240 c.

3. Материалы Государственного архива Астраханской области. Фонд № 2265. Оп. № 1, д. № 13. С. 130.

4. Материалы партийного архива Астраханского обкома КПСС. Фонд № 325, оп. 1, ед. хр. 161, с. 105.

5. Нахимов И. И. Первые шаги советской школы в Астрахани // Блокнот агитатора. — Астрахань, 1967. — № 5–6 (март). — С. 1–4.

6. Трушин Н. А. 40 лет советской школы (1917–1957 гг.). Исторический очерк. — Астрахань: Волга, 1958. — 39 c.

7. Материалы Государственного архива Астраханской области. Фонд № 1362. Оп. № 1. — Дело № 16, с. 295; № 27, с. 75; № 84, с. 166.

8. Фонд № 1362. Оп. № 1. — Д. № 16. С. 46.

9. Фонд № 1362. Оп. № 1. — Д. № 422. С. 134.

10. Фонд № 1362. Оп. № 1. — Д. № 459. С. 142.

11. Фонд № 1362. Оп. № 1. — Д. № 635. С. 51.

12. Фонд № 1362. Оп. № 1. — Д. № 763. С. 14.

13. Фонд № 1362. Оп. № 1. — Д. № 985. С. 2.

14. Фонд № 1362. Оп. № 1. — Д. № 1058. С. 3.

15. Фонд № 1362. Оп. № 1. — Д. № 1264. С. 13.

16. Фонд № 1362. Оп. № 1. — Д. № 1352. С. 2.

17. Фонд № 1362. Оп. № 1. — Д. № 1385. С. 35, 257.

18. Фонд № 1362. Оп. № 1. — Д. № 1648, № 1353. С. 5, 4.

19. Фонд № 1362. Оп. № 1. — Д. № 1895. С. 20.

20. Фонд № 1362. Оп. № 1. — Д. № 2061. С. 12, Д. № 483. С. 20–21.

21. Фонд № 1362. Оп. № 1. — Д. № 2309. С. 81.

22. Фонд № 1362. Оп. № 1. — Д. № 2364. С. 25, 79.

23. Фонд № 1362. Оп. № 1. — Д. № 2426, С. 17; 18, 23.

24. Фонд № 1362. Оп. № 1. — Д. № 2472. С. 254.

25. Фонд № 1362. Оп. № 1. — Д. № 2608. С. 18, 37, 49, 59, 127, 147.

26. Фонд № 1362. Оп. № 1. — Д. № 2813. С. 1.

27. Фонд № 1362. Оп. № 1. — Д. № 2920. С. 58, 76.

28. Фонд № 1362. Оп. № 1. — Д. № 3212. С. 41, 50, 80.

29. Фонд № 1362. Оп. № 1. — Д. № 3328. С. 2.

30. Как формировать толерантность в полиэтничных регионах / под ред. Л.С. Рубан. М.: Academia, 2012.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Рубан, Л. С. (2016). Национальные школы в полиэтничном регионе (историко-социологический анализ на примере Астраханского края). Наука. Культура. Общество, 22(4), 5-21. извлечено от https://journal-scs.ru/index.php/scs/article/view/423
Раздел
Исследования