Национальные школы в полиэтничном регионе (историко-социологический анализ на примере Астраханского края)
Научная статья
-
Лариса Семёновна Рубан
Московский энергетический институт, Москва, Россия
lruban@yandex.ru
ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-7972-1596
Elibrary Author_id 422924ResearchID AAG-9409-2020Для цитированияРубан Л. С. Национальные школы в полиэтничном регионе (историко-социологический анализ на примере Астраханского края) // Наука. Культура. Общество. 2016. Том 22. № 4. С. 5-21. EDN: HHJHYO
Аннотация
В статье рассказывается о развитии национальных школ в Астраханском крае в дооктябрьский, советский и постсоветский периоды и о реализации образовательной государственной политики с учетом многонационального состава Российской Федерации. Главный вопрос, затронутый в статье, — это преподавание национального языка в школе в полиэтничном регионе. Автором отмечается, что в системе образования при русском языке обучения формальное равенство в школе детей разных национальностей приводит к дискриминации нерусских детей, для устранения которой часто применяется позитивная дискриминация (специальные квоты и условия для поступления в вузы для детей нерусской национальности), которая, в свою очередь, приводит к негативной дискриминации выпускников национальных школ при получении послешкольного образования.Ключевые слова:национальные школы, система Ильминского, народный комиссариат просвещения, Астраханская губернская чрезвычайная комиссия по борьбе с неграмотностью, отдел просвещения по мусульманским деламБиография автора
Лариса Семёновна Рубан, Московский энергетический институт, Москва, Россиядоктор социологических наук, профессор, директор Центра глобальных исследований, руководитель международного проекта «Диалоговое партнерство как фактор стабильности и интеграции»Литература
1. Астрахань: Справочная книга. — Сталинград, 1937. — 408 с.
2. Братское содружество народов (1922–1936 гг.). — Москва, 1964. 240 c.
3. Материалы Государственного архива Астраханской области. Фонд № 2265. Оп. № 1, д. № 13. С. 130.
4. Материалы партийного архива Астраханского обкома КПСС. Фонд № 325, оп. 1, ед. хр. 161, с. 105.
5. Нахимов И. И. Первые шаги советской школы в Астрахани // Блокнот агитатора. — Астрахань, 1967. — № 5–6 (март). — С. 1–4.
6. Трушин Н. А. 40 лет советской школы (1917–1957 гг.). Исторический очерк. — Астрахань: Волга, 1958. — 39 c.
7. Материалы Государственного архива Астраханской области. Фонд № 1362. Оп. № 1. — Дело № 16, с. 295; № 27, с. 75; № 84, с. 166.
8. Фонд № 1362. Оп. № 1. — Д. № 16. С. 46.
9. Фонд № 1362. Оп. № 1. — Д. № 422. С. 134.
10. Фонд № 1362. Оп. № 1. — Д. № 459. С. 142.
11. Фонд № 1362. Оп. № 1. — Д. № 635. С. 51.
12. Фонд № 1362. Оп. № 1. — Д. № 763. С. 14.
13. Фонд № 1362. Оп. № 1. — Д. № 985. С. 2.
14. Фонд № 1362. Оп. № 1. — Д. № 1058. С. 3.
15. Фонд № 1362. Оп. № 1. — Д. № 1264. С. 13.
16. Фонд № 1362. Оп. № 1. — Д. № 1352. С. 2.
17. Фонд № 1362. Оп. № 1. — Д. № 1385. С. 35, 257.
18. Фонд № 1362. Оп. № 1. — Д. № 1648, № 1353. С. 5, 4.
19. Фонд № 1362. Оп. № 1. — Д. № 1895. С. 20.
20. Фонд № 1362. Оп. № 1. — Д. № 2061. С. 12, Д. № 483. С. 20–21.
21. Фонд № 1362. Оп. № 1. — Д. № 2309. С. 81.
22. Фонд № 1362. Оп. № 1. — Д. № 2364. С. 25, 79.
23. Фонд № 1362. Оп. № 1. — Д. № 2426, С. 17; 18, 23.
24. Фонд № 1362. Оп. № 1. — Д. № 2472. С. 254.
25. Фонд № 1362. Оп. № 1. — Д. № 2608. С. 18, 37, 49, 59, 127, 147.
26. Фонд № 1362. Оп. № 1. — Д. № 2813. С. 1.
27. Фонд № 1362. Оп. № 1. — Д. № 2920. С. 58, 76.
28. Фонд № 1362. Оп. № 1. — Д. № 3212. С. 41, 50, 80.
29. Фонд № 1362. Оп. № 1. — Д. № 3328. С. 2.
30. Как формировать толерантность в полиэтничных регионах / под ред. Л.С. Рубан. М.: Academia, 2012.Форматы цитированияДругие форматы цитирования:
APAРубан, Л. С. (2016). Национальные школы в полиэтничном регионе (историко-социологический анализ на примере Астраханского края). Наука. Культура. Общество, 22(4), 5-21. извлечено от https://journal-scs.ru/index.php/scs/article/view/423РазделИсследования