Производство согласия: объяснительная модель функционирования медиа

Научная статья
  • Михаил Михайлович Назаров Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россия vy175867@yandex.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-9099-981X
    Elibrary Author_id 74313
    ResearchID L-7449-2015
Для цитирования
Назаров М. М. Производство согласия: объяснительная модель функционирования медиа // Наука. Культура. Общество. 2022. Том 28. № 4. С. 8-21. DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2022.28.4.1 EDN: YFBBLI

Аннотация

Рассматривается концепция Э. Хермана и Н. Хомского, посвященная изучению роли медиа в производстве элитного согласия в современном американском обществе. Дается оценка содержания концепции в координатах двух ведущих направлений анализа медиа в системе властных отношений – либерально-плюралистического и критической политической экономии. Рассматривается генезис и содержание понятия «производства согласия». Показано, что в рамках концепции авторов, согласие рассматривается в русле неомарксистской традиции анализа – как средство ненасильственного доминирования и поддержания статус-кво. Обсуждается механизм пропагандистских фильтров медиа, посредством которых согласие формируется. Особый акцент делается на важности понимания фильтров пропаганды как аналитическом инструменте, выделяющим структурные факторы, детерминирующие положение медиа в контексте властных отношений в обществе. Такие факторы / фильтры, как рынок и ориентации на прибыль, реклама, зависимость от ключевых источников, угрозы диффамации по отношению к медиа, доминирующая идеология позволяют лучше понять место и роль медиа в системе государственно-корпоративной власти в США. В условиях бурного прогресса коммуникационных технологий и кардинального изменения медиаландшафта, предложенная более трех десятилетий назад концепция Хермана и Хомского продолжает оставаться актуальной. Наблюдается дальнейший рост мощных медиа-конгломератов, уровень концентрации в сегменте интернет существенно превосходит традиционные медиа. Рост корпоративного влияния сопряжен также с усилением рыночного императива в деятельности медиа. В условиях глобального кризиса капитализма и обострения международных отношений идеологический фильтр антикоммунизма получил новую форму – антироссийской доминирующей идеологии.
Ключевые слова:
пропаганда, медиа, гегемония, элиты, консенсус, идеология

Биография автора

Михаил Михайлович Назаров, Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
доктор политических наук, главный научный сотрудник

Литература

1. Herman E., Chomsky N. Manufacturing Consent: the Political Economy of the Mass Media. New York : Pantheon Books, 1988. 412 p. ISBN 0-375-71449-9.

2. Хомский Н. Прибыль на людях: Неолиберализм и мировой порядок / Пер. с англ. Б. М. Скуратова. Москва : Праксис, 2002. 245 с. ISBN 5-901574-15-X.

3. Хомский Н. Новый военный гуманизм: Уроки Косова / Пер. с англ. Л. Е. Переяславцева. Москва : Праксис, 2002. 310 с. ISBN 5-901574-26-5.

4. Хомский Н. Несостоятельные Штаты: злоупотребление властью и атака на демократию / Пер. с англ. В. Панова. Москва : Столица Принт, 2007. 473 с. ISBN 978-5-98132-123-8.

5. Даль Р. О демократии / Пер. с англ. А. С. Богдановского. Москва : Аспект Пресс, 2000. 208 с. ISBN 5-7567-0244-X.

6. McQuail D. Mass Communication Theory. An Introduction. London : Sage, 1994. 416 p. ISBN 0803977840.

7. DeFleuer M., Ball-Rokeach S. Theories of Mass Communication. New York : Longman, 1989. 368 p. ISBN 0-582-99870-0.

8. Mosco V. The Political Economy of Communication. London : Sage. 2009. 270 p. ISBN 978-1-4129-4700-8.

9. Murdock G., Golding P. Capitalism, communication and class relations // Mass communication and society / Ed. by J. Curran. London : Edward Arnold, 1977. Pp. 12–43.

10. Herman E., Chomsky N. Manufacturing Consent. The Political Economy of the Mass Media. London : Bodley, 2008. 582 p. ISBN 978-1847920706.

11. Lippman W. Public Opinion. New York : Harcourt, Brace & Co., 1922. 427 p.

12. Lippman W. The Phantom Public. Piscataway, NJ : Transaction Publishers, 1925. 195 p. ISBN 1-56000-677-3.

13. Chomsky N. Hegemony or Survival-Americas Quest for Global Dominance. New York : Metropolitan, 2003. 171 p. ISBN 0-8050-7688-3.

14. Грамши А. Тюремные тетради / Пер. с итал. Г. П. Смирнов [и др.]. Москва : Политиздат, 1991. 560 c. ISBN 5-250-00897-6.

15. Gramsci A. Selection from Prison Notebooks. London : Lawrence and Wishart, 1971. 483 p. ISBN 978-0853152378.

16. Миллс Р. Инертное общество // Властвующая элита / Пер. с англ. Е. И. Розенталь [и др.]. Москва : Изд-во иностр. лит., 1959. 545 c.

17. Herman Е. The propaganda model revisited // Monthly Review. 1996. Vol. 48, No. 3. Pp. 115–164. DOI 10.14452/MR-048-03-1996-07_8.

18. Введение в политологию : Словарь-справочник / Под ред. В. П. Пугачева. Москва : Аспект Пресс, 1996. 264 c. ISBN 5-7567-0114-1.

19. Encyclopedia of Communication Theory / Ed. by S. W. Littlejohn, K. A. Foss. Thousand Oaks, California : Sage, 2009. Vol. 2. 1105 p. ISBN 978-1-4129-5937-7.

20. Херман С. СМИ и рынки В США // Право на свободу слова : Роль СМИ в экономическом развитии / Пер. с англ. Г. П. Бляблина, М. Ю. Васянина. Москва : Весь Мир, 2005. С. 107–120.

21. Российский рекламный ежегодник / Под науч. ред. С. В. Веселова. Москва : Де Либри, 2021. 394 c. ISBN 978-5-4491-0996-5.

22. Macleod A. Fake News, Russian Bots and Putin’s Puppets // Propaganda in the Information Age : Still Manufacturing Consent / Ed. by A. MacLeod. New York : Routledge, 2019. 172 p. ISBN 978-0-429-43032-9.

23. Still Manufacturing Consent: An Interview with Noam Chomsky // Propaganda in the Information Age : Still Manufacturing Consent / Ed. by A. MacLeod. New York : Routledge, 2019. 172 p. ISBN 978-0-429-43032-9.

24. Herman S. Fake News on Russia and Other Official Enemies : The “New York Times”, 1917–2017 // Monthly Review. 2017. Vol. 69, No. 3. Pp. 98–112. DOI 10.14452/MR-069-03-2017-07_8.

25. Логика социологического исследования / Отв. ред. Г. В. Осипов. Москва : Наука, 1987. 174 c.

26. Klaehn J., Godler Y., Mullen A. [et al.] Discussion: The Propaganda Model and Black Boxes? // Media Theory. 2018. Vol. 2, No. 2. Pp. 192–212.

27. Comeforo K. Review Essay: Manufacturing consent: The political economy of the mass media // Global Media and Communication. 2010. Vol. 6, No. 2. Pp. 218–230. DOI 10.1177/1742766510373714.
Статья

Поступила: 30.09.2022

Опубликована: 15.12.2022

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Назаров, М. М. (2022). Производство согласия: объяснительная модель функционирования медиа. Наука. Культура. Общество, 28(4), 8-21. https://doi.org/10.19181/nko.2022.28.4.1
Раздел
Теория и методы социологической науки