The role of Ya. A. Ponomarev's theory in the development of humanitarian sciences (to the 95-th anniversary since the birth of the scientist)
Research Article
How to Cite
Galkina T.V., Zhuravlev A.L. The role of Ya. A. Ponomarev’s theory in the development of humanitarian sciences (to the 95-th anniversary since the birth of the scientist). Science. Culture. Society. 2015. Vol. 21. No. 3. P. 5-19. (in Russ.).
Abstract
The 95-th anniversary since the birth of a talented person and an out- standing scientist — psychologist, philosopher and methodologist, a brilliant experimentalist and theorist-teacher — Yakov Alexandrovich Ponomarev — is marked in this year. The article shows that Ponomarev is not only the founder of the psychology of creativity, but also the largest methodologist of science. The main elements of his theory having gen eral-psychological and gener al- scientific importance are considered. Some of the possible extrapolation of J. A. Ponomarev's scientific views is shown in the article.
Keywords:
psychology of creativity, methodology, interaction, stages and levels of development, functional steps of solving problems, the ability to act “in mind”, the types of knowledge
References
1. Александров И. О. Формирование структуры индивидуального знания. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006.
2. Александров И. О., Максимова Н. Е. Экспериментальная методология Я. А. Пономарева и принцип реконструкции // Психология творчества: школа Я. А. Пономарева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. С. 329–351.
3. Гаджиев Ч. М. Исследование психологического аспекта комплексной проблемы коллективного изобретательства: Дисс. … канд. психол. наук. М.: ИП АН СССР, 1977.
4. Галкина Т. В. Психологический механизм решения задач на самооценку: Дисс. … канд. психол. наук. М.: ИП АН СССР, 1986.
5. Галкина Т. В. Исследование центрального звена психологического механизма поведения // Психология творчества: школа Я. А. Пономарева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. С. 531–548.
6. Галкина Т. В. Развитие концепции Я. А. Пономарева о центральном звене психологического механизма поведения // Психология интеллекта и творчества: Традиции и инновации: Материалы научной конференции. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. С. 22–34.
7. Галкина Т. В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011.
8. Галкина Т. В., Журавлев А. Л. Основные вехи жизненного пути и научного творчества Я. А. Пономарева // Я. А. Пономарев. Психика и интуиция. Неопубликованные материалы, стихи, рисунки и фотографии. М.: ООО «ТИД «Арис»», 2010. С. 6–54.
9. Журавлев А. Л. Специфика междисциплинарных исследований в психологии // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 6. С. 83–86.
10. Журавлев А. Л. Психология управленческого взаимодействия (Теоретические и прикладные проблемы). М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004.
11. Журавлев А. Л. Психология совместной деятельности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005.
12. Журавлев А. Л., Нестик Т. А. Совместное творчество как ресурс деятельности организации: состояние и перспективы исследований // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 1. С. 3–21.
13. Кольцова В. А. Теоретико-методологические основы истории психологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004.
14. Ломов Б. Ф. Системность в психологии: Избранные психологические труды. М.: Воронеж, 1996.
15. Ломов Б. Ф. Психическая регуляция деятельности: Избранные труды. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006.
16. Методология комплексного человекознания и современная психология / Отв. ред. А. Л. Журавлев, В. А. Кольцова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008.
17. Найденов М. И. От первичной модели группового субъекта творчества — к «побочному продукту» групп-рефлексивной услуги // Психология творчества: школа Я. А. Пономарева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. С. 455–481.
18. Нестик Т. А., Журавлев А. Л. Совместное творчество: состояние и перспективы исследований // Психология интеллекта и творчества: Традиции и инновации: Материалы научной конференции. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. С. 309–320.
19. Нестик Т. А., Журавлев А. Л. Формы организации и стимулирования совместного творчества в современных компаниях // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 1. С. 190–196.
20. Нестик Т. А., Журавлев А. Л. Психология совместного творчества и инновации в современной организации // Вестник практической психологии образования. 2010. Вып. 4. С. 17.
21. Пастернак Н. А. Способность действовать «в уме» как механизм произвольной регуляции поведения личности: Дисс. … канд. психол. наук. М.: ИП РАН, 2001.
22. Пономарев Я. А. Исследование ориентировки в условиях задачи: Дипломная работа. М.: кафедра психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, 1951.
23. Пономарев Я. А. К вопросу о психологических механизмах взаимоотношения чувственного и логического познания // Доклады АПН РСФСР. 1957. № 4. С 67–73.
24. Пономарев Я. А. Исследование психологических механизмов творческого (продуктивного) мышления: Автореф. дисс. … канд. педагогич. наук (по психологии). М., 1958.
25. Пономарев Я. А. О взаимодействии и развитии (в связи с исследованием взаимодействия познающего субъекта с познаваемым объектом) // Доклады АПН РСФСР. 1959. № 1. С. 73–78.
26. Пономарев Я. А. Психология творческого мышления. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1960.
27. Пономарев Я. А. Психика и интуиция. М.: Политиздат, 1967.
28. Пономарев Я. А. Знание, мышление и умственное развитие. М.: Педагогика, 1967.
29. Пономарев Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.
30. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.
31. Пономарев Я. А. Методологическое введение в психологию. М.: Наука, 1983.
32. Пономарев Я. А. К теории психологического механизма творчества // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1990. С. 13–37.
33. Пономарев Я. А. Психология творения. М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999.
34. Пономарев Я. А. Перспективы развития психологии творчества // Психология творчества: школа Я. А. Пономарева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. С. 145–276.
35. Пономарев Я. А. Психика и интуиция. Неопубликованные материалы, стихи, рисунки и фотографии / Редакторы-составители А. Л. Журавлев, Т. В. Галкина. М.: ООО «ТИД «Арис»», 2010.
36. Пономарев Я. А., Гаджиев Ч. М. Психологический механизм группового (коллективного) решения творческих задач // Исследование проблем психологии творчества / Отв. ред. Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1983. С. 279–295.
37. Пономарев Я. А., Галкина Т. В., Кононенко М. А. Музыкальная одаренность: исследование общих компонентов // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. С. 95–114.
38. Пономарев Я. А., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Развитие современных исследований творчества // Психологический журнал. 1988. Т. 9. № 4. С. 151–152.
39. Психолого-педагогические аспекты развития творчества и рефлексии / Под ред. Я. А. Пономарева, И. Н. Семенова, С. Ю. Степанова. М.: ИФ АН СССР, 1988.
40. Растяников А. В., Степанов С. Ю., Ушаков Д. В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве. М.: Пер Сэ, 2002.
41. Рубцов В. В., Журавлев А. Л., Марголис А. А., Ушаков Д. В. Образование одаренных — государственная проблема // Психологическая наука и образование. 2009. № 4. С. 5–14.
42. Семенов И. Н. Взаимодействие интуитивистики и рефлексики в философии и общей психологии творчества Я. А. Пономарева // Психология творчества: школа Я. А. Пономарева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. С. 438–452.
43. Степанов С. Ю. Психология творчества и рефлексии в современных социальных практиках // Психология творчества: школа Я. А. Пономарева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. С. 482–511.
44. Ушаков Д. В. Языки психологии творчества: Яков Александрович Пономарев и его научная школа // Психология творчества: школа Я. А. Пономарева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. С. 19–142.
45. Ушаков Д. В., Журавлев А. Л. Фундаментальная психология и практика: проблемы и тенденции взаимодействия // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 3. С. 5–16.
2. Александров И. О., Максимова Н. Е. Экспериментальная методология Я. А. Пономарева и принцип реконструкции // Психология творчества: школа Я. А. Пономарева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. С. 329–351.
3. Гаджиев Ч. М. Исследование психологического аспекта комплексной проблемы коллективного изобретательства: Дисс. … канд. психол. наук. М.: ИП АН СССР, 1977.
4. Галкина Т. В. Психологический механизм решения задач на самооценку: Дисс. … канд. психол. наук. М.: ИП АН СССР, 1986.
5. Галкина Т. В. Исследование центрального звена психологического механизма поведения // Психология творчества: школа Я. А. Пономарева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. С. 531–548.
6. Галкина Т. В. Развитие концепции Я. А. Пономарева о центральном звене психологического механизма поведения // Психология интеллекта и творчества: Традиции и инновации: Материалы научной конференции. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. С. 22–34.
7. Галкина Т. В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011.
8. Галкина Т. В., Журавлев А. Л. Основные вехи жизненного пути и научного творчества Я. А. Пономарева // Я. А. Пономарев. Психика и интуиция. Неопубликованные материалы, стихи, рисунки и фотографии. М.: ООО «ТИД «Арис»», 2010. С. 6–54.
9. Журавлев А. Л. Специфика междисциплинарных исследований в психологии // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 6. С. 83–86.
10. Журавлев А. Л. Психология управленческого взаимодействия (Теоретические и прикладные проблемы). М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004.
11. Журавлев А. Л. Психология совместной деятельности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005.
12. Журавлев А. Л., Нестик Т. А. Совместное творчество как ресурс деятельности организации: состояние и перспективы исследований // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 1. С. 3–21.
13. Кольцова В. А. Теоретико-методологические основы истории психологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004.
14. Ломов Б. Ф. Системность в психологии: Избранные психологические труды. М.: Воронеж, 1996.
15. Ломов Б. Ф. Психическая регуляция деятельности: Избранные труды. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006.
16. Методология комплексного человекознания и современная психология / Отв. ред. А. Л. Журавлев, В. А. Кольцова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008.
17. Найденов М. И. От первичной модели группового субъекта творчества — к «побочному продукту» групп-рефлексивной услуги // Психология творчества: школа Я. А. Пономарева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. С. 455–481.
18. Нестик Т. А., Журавлев А. Л. Совместное творчество: состояние и перспективы исследований // Психология интеллекта и творчества: Традиции и инновации: Материалы научной конференции. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. С. 309–320.
19. Нестик Т. А., Журавлев А. Л. Формы организации и стимулирования совместного творчества в современных компаниях // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 1. С. 190–196.
20. Нестик Т. А., Журавлев А. Л. Психология совместного творчества и инновации в современной организации // Вестник практической психологии образования. 2010. Вып. 4. С. 17.
21. Пастернак Н. А. Способность действовать «в уме» как механизм произвольной регуляции поведения личности: Дисс. … канд. психол. наук. М.: ИП РАН, 2001.
22. Пономарев Я. А. Исследование ориентировки в условиях задачи: Дипломная работа. М.: кафедра психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, 1951.
23. Пономарев Я. А. К вопросу о психологических механизмах взаимоотношения чувственного и логического познания // Доклады АПН РСФСР. 1957. № 4. С 67–73.
24. Пономарев Я. А. Исследование психологических механизмов творческого (продуктивного) мышления: Автореф. дисс. … канд. педагогич. наук (по психологии). М., 1958.
25. Пономарев Я. А. О взаимодействии и развитии (в связи с исследованием взаимодействия познающего субъекта с познаваемым объектом) // Доклады АПН РСФСР. 1959. № 1. С. 73–78.
26. Пономарев Я. А. Психология творческого мышления. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1960.
27. Пономарев Я. А. Психика и интуиция. М.: Политиздат, 1967.
28. Пономарев Я. А. Знание, мышление и умственное развитие. М.: Педагогика, 1967.
29. Пономарев Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.
30. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.
31. Пономарев Я. А. Методологическое введение в психологию. М.: Наука, 1983.
32. Пономарев Я. А. К теории психологического механизма творчества // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1990. С. 13–37.
33. Пономарев Я. А. Психология творения. М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999.
34. Пономарев Я. А. Перспективы развития психологии творчества // Психология творчества: школа Я. А. Пономарева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. С. 145–276.
35. Пономарев Я. А. Психика и интуиция. Неопубликованные материалы, стихи, рисунки и фотографии / Редакторы-составители А. Л. Журавлев, Т. В. Галкина. М.: ООО «ТИД «Арис»», 2010.
36. Пономарев Я. А., Гаджиев Ч. М. Психологический механизм группового (коллективного) решения творческих задач // Исследование проблем психологии творчества / Отв. ред. Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1983. С. 279–295.
37. Пономарев Я. А., Галкина Т. В., Кононенко М. А. Музыкальная одаренность: исследование общих компонентов // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. С. 95–114.
38. Пономарев Я. А., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Развитие современных исследований творчества // Психологический журнал. 1988. Т. 9. № 4. С. 151–152.
39. Психолого-педагогические аспекты развития творчества и рефлексии / Под ред. Я. А. Пономарева, И. Н. Семенова, С. Ю. Степанова. М.: ИФ АН СССР, 1988.
40. Растяников А. В., Степанов С. Ю., Ушаков Д. В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве. М.: Пер Сэ, 2002.
41. Рубцов В. В., Журавлев А. Л., Марголис А. А., Ушаков Д. В. Образование одаренных — государственная проблема // Психологическая наука и образование. 2009. № 4. С. 5–14.
42. Семенов И. Н. Взаимодействие интуитивистики и рефлексики в философии и общей психологии творчества Я. А. Пономарева // Психология творчества: школа Я. А. Пономарева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. С. 438–452.
43. Степанов С. Ю. Психология творчества и рефлексии в современных социальных практиках // Психология творчества: школа Я. А. Пономарева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. С. 482–511.
44. Ушаков Д. В. Языки психологии творчества: Яков Александрович Пономарев и его научная школа // Психология творчества: школа Я. А. Пономарева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. С. 19–142.
45. Ушаков Д. В., Журавлев А. Л. Фундаментальная психология и практика: проблемы и тенденции взаимодействия // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 3. С. 5–16.

Citation Formats
Other cite formats:
APA
Galkina, T. V., & Zhuravlev, A. L. (2015). The role of Ya. A. Ponomarev’s theory in the development of humanitarian sciences (to the 95-th anniversary since the birth of the scientist). Science. Culture. Society, 21(3), 5-19. Retrieved from https://journal-scs.ru/index.php/scs/article/view/483
Section
Theory