Роль теории Я. А. Пономарева в развитии гуманитарных наук (к 95-летию со дня рождения ученого)
Научная статья
-
Татьяна Викторовна Галкина
Институт психологии РАН; Московский гуманитарный университет, Москва, Россия
galkina@list.ru
Elibrary Author_id 734516
- Анатолий Лактионович Журавлев Институт психологии РАН, Москва, Россия adm3@psychol.ras.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-2555-7599
Elibrary Author_id 104754ResearchID P-6993-2015Выражение признательностиГосударственное задание ФАНО РФ № 0159-2015-0002Для цитированияГалкина Т. В., Журавлев А. Л. Роль теории Я. А. Пономарева в развитии гуманитарных наук (к 95-летию со дня рождения ученого) // Наука. Культура. Общество. 2015. Том 21. № 3. С. 5-19. EDN: LBIEZUАннотация
В этом году отмечается 95-летие со дня рождения талантливого человека и выдающегося ученого — психолога, философа и методолога, блестящего экспериментатора и теоретика — Якова Александровича Пономарева. В статье показано, что Пономарев является не только основоположником отечественной психологии творчества, но и крупнейшим методологом науки. Рассмотрены основные положения его теории, имеющие общепсихологическое и общенаучное значение. Показаны некоторые возможности экстраполяции научных взглядов Я. А. Пономарева на гуманитарные науки.Ключевые слова:психология творчества, методология, взаимодействие, этапы, уровни и ступени развития, способность действовать «в уме», типы знанияБиографии авторов
Татьяна Викторовна Галкина, Институт психологии РАН; Московский гуманитарный университет, Москва, Россиякандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии личности Института психологии РАН; доцент кафедры общей психологии Московского гуманитарного университетаАнатолий Лактионович Журавлев, Институт психологии РАН, Москва, Россиядоктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАН, директорЛитература
1. Александров И. О. Формирование структуры индивидуального знания. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006.
2. Александров И. О., Максимова Н. Е. Экспериментальная методология Я. А. Пономарева и принцип реконструкции // Психология творчества: школа Я. А. Пономарева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. С. 329–351.
3. Гаджиев Ч. М. Исследование психологического аспекта комплексной проблемы коллективного изобретательства: Дисс. … канд. психол. наук. М.: ИП АН СССР, 1977.
4. Галкина Т. В. Психологический механизм решения задач на самооценку: Дисс. … канд. психол. наук. М.: ИП АН СССР, 1986.
5. Галкина Т. В. Исследование центрального звена психологического механизма поведения // Психология творчества: школа Я. А. Пономарева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. С. 531–548.
6. Галкина Т. В. Развитие концепции Я. А. Пономарева о центральном звене психологического механизма поведения // Психология интеллекта и творчества: Традиции и инновации: Материалы научной конференции. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. С. 22–34.
7. Галкина Т. В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011.
8. Галкина Т. В., Журавлев А. Л. Основные вехи жизненного пути и научного творчества Я. А. Пономарева // Я. А. Пономарев. Психика и интуиция. Неопубликованные материалы, стихи, рисунки и фотографии. М.: ООО «ТИД «Арис»», 2010. С. 6–54.
9. Журавлев А. Л. Специфика междисциплинарных исследований в психологии // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 6. С. 83–86.
10. Журавлев А. Л. Психология управленческого взаимодействия (Теоретические и прикладные проблемы). М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004.
11. Журавлев А. Л. Психология совместной деятельности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005.
12. Журавлев А. Л., Нестик Т. А. Совместное творчество как ресурс деятельности организации: состояние и перспективы исследований // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 1. С. 3–21.
13. Кольцова В. А. Теоретико-методологические основы истории психологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004.
14. Ломов Б. Ф. Системность в психологии: Избранные психологические труды. М.: Воронеж, 1996.
15. Ломов Б. Ф. Психическая регуляция деятельности: Избранные труды. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006.
16. Методология комплексного человекознания и современная психология / Отв. ред. А. Л. Журавлев, В. А. Кольцова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008.
17. Найденов М. И. От первичной модели группового субъекта творчества — к «побочному продукту» групп-рефлексивной услуги // Психология творчества: школа Я. А. Пономарева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. С. 455–481.
18. Нестик Т. А., Журавлев А. Л. Совместное творчество: состояние и перспективы исследований // Психология интеллекта и творчества: Традиции и инновации: Материалы научной конференции. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. С. 309–320.
19. Нестик Т. А., Журавлев А. Л. Формы организации и стимулирования совместного творчества в современных компаниях // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 1. С. 190–196.
20. Нестик Т. А., Журавлев А. Л. Психология совместного творчества и инновации в современной организации // Вестник практической психологии образования. 2010. Вып. 4. С. 17.
21. Пастернак Н. А. Способность действовать «в уме» как механизм произвольной регуляции поведения личности: Дисс. … канд. психол. наук. М.: ИП РАН, 2001.
22. Пономарев Я. А. Исследование ориентировки в условиях задачи: Дипломная работа. М.: кафедра психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, 1951.
23. Пономарев Я. А. К вопросу о психологических механизмах взаимоотношения чувственного и логического познания // Доклады АПН РСФСР. 1957. № 4. С 67–73.
24. Пономарев Я. А. Исследование психологических механизмов творческого (продуктивного) мышления: Автореф. дисс. … канд. педагогич. наук (по психологии). М., 1958.
25. Пономарев Я. А. О взаимодействии и развитии (в связи с исследованием взаимодействия познающего субъекта с познаваемым объектом) // Доклады АПН РСФСР. 1959. № 1. С. 73–78.
26. Пономарев Я. А. Психология творческого мышления. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1960.
27. Пономарев Я. А. Психика и интуиция. М.: Политиздат, 1967.
28. Пономарев Я. А. Знание, мышление и умственное развитие. М.: Педагогика, 1967.
29. Пономарев Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.
30. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.
31. Пономарев Я. А. Методологическое введение в психологию. М.: Наука, 1983.
32. Пономарев Я. А. К теории психологического механизма творчества // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1990. С. 13–37.
33. Пономарев Я. А. Психология творения. М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999.
34. Пономарев Я. А. Перспективы развития психологии творчества // Психология творчества: школа Я. А. Пономарева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. С. 145–276.
35. Пономарев Я. А. Психика и интуиция. Неопубликованные материалы, стихи, рисунки и фотографии / Редакторы-составители А. Л. Журавлев, Т. В. Галкина. М.: ООО «ТИД «Арис»», 2010.
36. Пономарев Я. А., Гаджиев Ч. М. Психологический механизм группового (коллективного) решения творческих задач // Исследование проблем психологии творчества / Отв. ред. Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1983. С. 279–295.
37. Пономарев Я. А., Галкина Т. В., Кононенко М. А. Музыкальная одаренность: исследование общих компонентов // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. С. 95–114.
38. Пономарев Я. А., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Развитие современных исследований творчества // Психологический журнал. 1988. Т. 9. № 4. С. 151–152.
39. Психолого-педагогические аспекты развития творчества и рефлексии / Под ред. Я. А. Пономарева, И. Н. Семенова, С. Ю. Степанова. М.: ИФ АН СССР, 1988.
40. Растяников А. В., Степанов С. Ю., Ушаков Д. В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве. М.: Пер Сэ, 2002.
41. Рубцов В. В., Журавлев А. Л., Марголис А. А., Ушаков Д. В. Образование одаренных — государственная проблема // Психологическая наука и образование. 2009. № 4. С. 5–14.
42. Семенов И. Н. Взаимодействие интуитивистики и рефлексики в философии и общей психологии творчества Я. А. Пономарева // Психология творчества: школа Я. А. Пономарева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. С. 438–452.
43. Степанов С. Ю. Психология творчества и рефлексии в современных социальных практиках // Психология творчества: школа Я. А. Пономарева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. С. 482–511.
44. Ушаков Д. В. Языки психологии творчества: Яков Александрович Пономарев и его научная школа // Психология творчества: школа Я. А. Пономарева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. С. 19–142.
45. Ушаков Д. В., Журавлев А. Л. Фундаментальная психология и практика: проблемы и тенденции взаимодействия // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 3. С. 5–16.Форматы цитированияДругие форматы цитирования:
APAГалкина, Т. В., & Журавлев, А. Л. (2015). Роль теории Я. А. Пономарева в развитии гуманитарных наук (к 95-летию со дня рождения ученого). Наука. Культура. Общество, 21(3), 5-19. извлечено от https://journal-scs.ru/index.php/scs/article/view/483РазделТеория - Анатолий Лактионович Журавлев Институт психологии РАН, Москва, Россия adm3@psychol.ras.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-2555-7599
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 81252 30.06.2021
Издатель: Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН
Главный редактор
доктор социологических наук,
Институт социально-политических исследований
ФНИСЦ РАН
Виктор Константинович Левашов
ISSN (print) 2308-829X
ISSN (online) 2713-0681
Периодичность: 4 раза в год.
Издается с 1995 года
КОНТАКТЫ:
Адрес: 119333, г. Москва,
ул. Фотиевой, д. 6, стр. 1
Тел.: +7(499)530-27-32