Comparative ethnofunctional analysis of the mentality of the Russian elite at the beginning of Peter's reforms in the 18th century and at the beginning of the 21st century
Research Article
How to Cite
Sukharev A.V. Comparative ethnofunctional analysis of the mentality of the Russian elite at the beginning of Peter’s reforms in the 18th century and at the beginning of the 21st century. Science. Culture. Society. 2015. Vol. 21. No. 3. P. 103-120. (in Russ.).
Abstract
The subject of this article were the features of mentality of the Russian elite in the pre-Peter I era and modern Russian elite. Methodolo- gy and methods the research were based on promising ethnofunctional approach in psychology. There was used the principle of ethnofunction- al development, which allows to use in macropsychological analysis the results of empirical research of individual subject. It was shown that the content and the direction of state decisions of modern Russian elite for innovative development of Russia, repeat the content and direction of re- forms of Peter I. At the same time, the mentality of not only Russian so- ciety as a whole, but also the Russian elite have historically changed and contemporary reforms are significantly constrain development. It was also shown that the traditional mobilization type of development of Russia must be supplemented by long-term program of evolutionary development.
Keywords:
macropsychology, reforms of Peter the Great, ethnofunctional approach, the mentality of Russian elite, the Western European mentality, innovative development of Russia, mobilization and evolutionary types of development
References
1. Аквинский Фома. Сочинения / Сост. и пер. с лат. А. В. Аполлонова М.: Едиториал УРСС, 2011.
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.
3. Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т. 1, 2. Харьков: Епархиальная типография, 1916.
4. Гаспаров М. Л. Поборник классического образования // Русская словесность. 1993. № 1.
5. Гостев А. А. Психология вторичного образа. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007.
6. Журавлев А. Л. Специфика междисциплинарных исследований в психологии // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 6. С. 83–88.
7. Журавлев А. Л. Основные тенденции развития психологических исследований в Институте психологии РАН // Психологический журнал 2007. Т. 28. № 6. С. 5–18.
8. Журавлев А. Л. «Социально-психологическая зрелость»: обоснование понятия // Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 2. С. 44–54.
9. Журавлев А. Л. Основные направления (программа) развития Института психологии РАН на ближайший период // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 5. С. 5–20.
10. Журавлев А. Л. Коллективный субъект: основные признаки, уровни и психологические типы // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 5. С. 72–80.
11. Залкинд А. Б. Вопросы советской педагогики. М.–Л.: Государственное издательство, 1930.
12. Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. Т. 1, 2. М.: Изд-во «Квадрига», 2009.
13. Каптерев П. Ф. История русской педагогии. СПб.: Алетейя, 2004.
14. Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. Т. 1. М.: Терра, 1993.
15. Ключевский В. О. Курс русской истории в 9 тт. Т. 3. М.: Мысль, 1988.
16. Князьковъ С. Очерк из исторiи Петра Великаго и его времени. Изданiе 2-е. СПб.: Изданiе книжнаго магазина П. В. Луковникова, 1914.
17. Крыштановская О. В. Анатомия российской элиты. М.: Захаров, 2005.
18. Купрейченко А. Б., Журавлев А. Л. Роль нравственной элиты в российском обществе: постановка проблемы и возможности исследования // Психологический журнал. 2010. Т. 31. № 2. С. 5–19.
19. Кутузов Б. П. Церковная «реформа» XVII века. М.: Изд-во «Третий Рим», 2003.
20. Макропсихология современного российского общества / Отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009.
21. Морозов Н. М. Мобилизационный тип развития российской цивилизации // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 2 (14). С. 175–184.
22. Ничик В. М. Феофан Прокопович. М.: Изд-во «Мысль», 1977.
23. Паульсен Ф. Исторический очерк развития образования в Германии. М.: Типография Т-ва И. Д. Сытина, 1908.
24. Пахомов П. В. Детерминанты становления власти как основного субъекта русской истории // Философия и общество. 2007. № 4. С. 131–140.
25. Прозоров Л. Р. Язычники крещеной Руси. М.: Эксмо, 2006.
26. Прохоров Г. М. Древняя Русь как историко-культурный феномен. СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2010.
27. Психология нравственности / Отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010.
28. Семенов В. Е. Духовно-нравственные ценности и воспитание как важнейшие условия развития России // Психологические исследования духовно-нравственных проблем. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. С. 60–70.
29. Сухарев А. В. Этнофункциональная психотерапия: теоретико-методологические предпосылки и эмпирические результаты // Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 1. С. 90–100.
30. Сухарев А. В. Этнофункциональная парадигма в психологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008.
31. Сухарев А. В. Этнофункциональный анализ нравственного аспекта развития ментальности русского общества с конца X по XVII вв.// Нравственность современного российского общества. Психологический анализ. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. С. 155–200.
32. Сухарев А. В., Чулисова А. П. Этнофункциональная коррекция образной сферы личности осужденных за насильственные преступления. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013.
33. Сухарев А. В. А. С. Пушкин и ренессанс в русской культуре: психологический этнофункциональный анализ // Человеческий фактор. 2014. № 3 (70). С. 22–30.
34. Сухарев А. В. Структура ментальности русского и западноевропейского общества в X–XVII веках: этнофункциональный анализ // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 2. С. 129–140.
35. Сухарев А. В. Этнофункциональный анализ личности Петра I в контексте развития русской ментальности конца XII — начала XVII веков // Пространство и время. 2014. № 4 (18). С. 134–143.
36. Тарле Е. В. Северная война и шведское нашествие на Россию. М.: Соцэкгиз, 1958.
37. Феномен и категория зрелости в психологии / Под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007.
38. Фрейд З. «Я» и «Оно». Тбилиси: Мерани, 1991.
39. Юревич А. В. Психология социальных явлений. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014.
40. Юревич А. В., Журавлев А. Л. Макропсихологическое состояние современного российского общества // Экономическая наука современной России. 2012. № 2. С. 137–140.
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.
3. Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т. 1, 2. Харьков: Епархиальная типография, 1916.
4. Гаспаров М. Л. Поборник классического образования // Русская словесность. 1993. № 1.
5. Гостев А. А. Психология вторичного образа. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007.
6. Журавлев А. Л. Специфика междисциплинарных исследований в психологии // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 6. С. 83–88.
7. Журавлев А. Л. Основные тенденции развития психологических исследований в Институте психологии РАН // Психологический журнал 2007. Т. 28. № 6. С. 5–18.
8. Журавлев А. Л. «Социально-психологическая зрелость»: обоснование понятия // Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 2. С. 44–54.
9. Журавлев А. Л. Основные направления (программа) развития Института психологии РАН на ближайший период // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 5. С. 5–20.
10. Журавлев А. Л. Коллективный субъект: основные признаки, уровни и психологические типы // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 5. С. 72–80.
11. Залкинд А. Б. Вопросы советской педагогики. М.–Л.: Государственное издательство, 1930.
12. Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. Т. 1, 2. М.: Изд-во «Квадрига», 2009.
13. Каптерев П. Ф. История русской педагогии. СПб.: Алетейя, 2004.
14. Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. Т. 1. М.: Терра, 1993.
15. Ключевский В. О. Курс русской истории в 9 тт. Т. 3. М.: Мысль, 1988.
16. Князьковъ С. Очерк из исторiи Петра Великаго и его времени. Изданiе 2-е. СПб.: Изданiе книжнаго магазина П. В. Луковникова, 1914.
17. Крыштановская О. В. Анатомия российской элиты. М.: Захаров, 2005.
18. Купрейченко А. Б., Журавлев А. Л. Роль нравственной элиты в российском обществе: постановка проблемы и возможности исследования // Психологический журнал. 2010. Т. 31. № 2. С. 5–19.
19. Кутузов Б. П. Церковная «реформа» XVII века. М.: Изд-во «Третий Рим», 2003.
20. Макропсихология современного российского общества / Отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009.
21. Морозов Н. М. Мобилизационный тип развития российской цивилизации // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 2 (14). С. 175–184.
22. Ничик В. М. Феофан Прокопович. М.: Изд-во «Мысль», 1977.
23. Паульсен Ф. Исторический очерк развития образования в Германии. М.: Типография Т-ва И. Д. Сытина, 1908.
24. Пахомов П. В. Детерминанты становления власти как основного субъекта русской истории // Философия и общество. 2007. № 4. С. 131–140.
25. Прозоров Л. Р. Язычники крещеной Руси. М.: Эксмо, 2006.
26. Прохоров Г. М. Древняя Русь как историко-культурный феномен. СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2010.
27. Психология нравственности / Отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010.
28. Семенов В. Е. Духовно-нравственные ценности и воспитание как важнейшие условия развития России // Психологические исследования духовно-нравственных проблем. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. С. 60–70.
29. Сухарев А. В. Этнофункциональная психотерапия: теоретико-методологические предпосылки и эмпирические результаты // Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 1. С. 90–100.
30. Сухарев А. В. Этнофункциональная парадигма в психологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008.
31. Сухарев А. В. Этнофункциональный анализ нравственного аспекта развития ментальности русского общества с конца X по XVII вв.// Нравственность современного российского общества. Психологический анализ. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. С. 155–200.
32. Сухарев А. В., Чулисова А. П. Этнофункциональная коррекция образной сферы личности осужденных за насильственные преступления. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013.
33. Сухарев А. В. А. С. Пушкин и ренессанс в русской культуре: психологический этнофункциональный анализ // Человеческий фактор. 2014. № 3 (70). С. 22–30.
34. Сухарев А. В. Структура ментальности русского и западноевропейского общества в X–XVII веках: этнофункциональный анализ // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 2. С. 129–140.
35. Сухарев А. В. Этнофункциональный анализ личности Петра I в контексте развития русской ментальности конца XII — начала XVII веков // Пространство и время. 2014. № 4 (18). С. 134–143.
36. Тарле Е. В. Северная война и шведское нашествие на Россию. М.: Соцэкгиз, 1958.
37. Феномен и категория зрелости в психологии / Под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007.
38. Фрейд З. «Я» и «Оно». Тбилиси: Мерани, 1991.
39. Юревич А. В. Психология социальных явлений. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014.
40. Юревич А. В., Журавлев А. Л. Макропсихологическое состояние современного российского общества // Экономическая наука современной России. 2012. № 2. С. 137–140.
Citation Formats
Other cite formats:
APA
Sukharev, A. V. (2015). Comparative ethnofunctional analysis of the mentality of the Russian elite at the beginning of Peter’s reforms in the 18th century and at the beginning of the 21st century. Science. Culture. Society, 21(3), 103-120. Retrieved from https://journal-scs.ru/index.php/scs/article/view/493
Section
History