Согласованный и несогласованный типы семейной среды на этапе сепарации взрослых детей
Научная статья
-
Юлия Валерьевна Ковалева
Институт психологии РАН, Москва, Россия
julkov@inbox.ru
Elibrary Author_id 156819Для цитированияКовалева Ю. В. Согласованный и несогласованный типы семейной среды на этапе сепарации взрослых детей // Наука. Культура. Общество. 2015. Том 21. № 3. С. 171-182. EDN: FLHJWS
Аннотация
Изучались семьи со взрослыми детьми на этапе сепарации. Эмпирическим путем выделены согласованный и несогласованный типы семейной среды как два способа организации предметной области семьи. Показано, что эти типы соотносятся с различной координацией индивидуально-психологических характеристик членов семьи. Результаты свидетельствуют в пользу целостного характера психологического взаимодействия, неразделимости его социального и предметного сторон.Ключевые слова:социальная общность, семья, коллективный субъект, психологическое взаимодействие, сплоченность, согласованностьБиография автора
Юлия Валерьевна Ковалева, Институт психологии РАН, Москва, Россиякандидат психологических наук, старший научный сотрудникЛитература
1. Александров И. О., Максимова Н. Е. Дифференциация институализированных предметных областей и коммуникация // Известия Иркутского гос. университета, серия «Психология». 2014. Т. 8. № 4. С. 4–11.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001.
3. Брушлинский А. В. Избранные психологические труды. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006.
4. Журавлев А. Л. Роль системного подхода в исследовании психологии трудового коллектива // Психологический журнал. 1988. Т. 9. № 6. С. 53–64.
5. Журавлев А. Л. Психология коллективного субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 51–82.
6. Журавлев А. Л. Основные тенденции развития психологических исследований в Институте психологии РАН // Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 6. С. 5–18.
7. Климов А. А. Взаимосвязь целостности группы и эффективности групповой деятельности // Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 31. [Электронный ресурс] URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 20.05.2015).
8. Ковалева Ю. В. Изучение субъектной регуляции поведения с позиций психологии коллективного субъекта // Субъектный подход в психологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. С. 466–482.
9. Ковалева Ю. В. Совместная регуляция поведения супругов в семье в различных актуальных жизненных ситуациях// Психологические исследования проблем современного российского общества. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. С. 417–437.
10. Ковалева Ю. В. Совместная регуляция поведения супругов на различных этапах жизненного цикла семьи // Психологический журнал. 2012. Т. 33. № 5. С. 50–70.
11. Купрейченко А. Б., Журавлев А. Л. Парадигмальные изменения в психологических исследованиях личности и группы // Парадигмы в психологии: науковедческий подход. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. С. 217–239.
12. Куфтяк Е. В. Психология семейного совладания. Автореф. дис. … докт. психол. наук. М., 2011.
13. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006.
14. Ломов Б. Ф. Психическая регуляция деятельности: Избранные труды. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006.
15. Мазилов В. А., Азов А. В., Вавилов Ю. П. Психология в XXI столетии: Перспективы парадигмального синтеза // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2014. Т. 20. С. 20–27.
16. Макропсихология современного российского общества / Отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009.
17. Максимова Н. Е., Александров И. О. Компоненты психологического взаимодействия и возможность их операционализации // Человек, субъект, личность в современной психологии. Материалы Междунар. конференции. Том 3. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. С. 161–164.
18. Максимова Н. Е., Александров И. О., Тихомирова И. В., Филиппова Е. В., Фомичева Л. Ф. Структура и актуалгенез субъекта с позиций системно- эволюционного подхода // Психол. журнал. 2004. Т. 25. № 1. С. 17–40.
19. Махнач А. В. Жизнеспособность как междисциплинарное понятие // Психологический журнал. 2012. Т. 33. № 6. С. 84–98.
20. Махнач А. В., Лактионова А. И., Постылякова Ю. В. Роль ресурсности семьи при отборе кандидатов в замещающие родители // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 1. С. 71–85.
21. Мерзлякова С. В. Сплоченность семьи как условие формирования семейного самоопределения юношей и девушек // Вестник Челябинского гос. педагогического университета. 2014. № 9–1. С. 170–179.
22. Молчанова Л. Н., Сердюкова Н. С. Особенности функционирования микросоциальной системы «семья, пережившая воздействие кризисной ситуации, связанной с инвалидностью ребенка» // Перспективы науки и образования. 2014. № 6 (12).
23. Методики социально-психологической диагностики личности и группы / Отв. ред. А. Л. Журавлев, В. А. Хащенко. М.: Институт психологии АН СССР, 1990.
24. Методики социально-психологического исследования личности и малых групп / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Журавлева. М.: Институт психологии РАН, 1995.
25. Методология комплексного человекознания и современная психология / Отв. ред. А. Л. Журавлев, В. А. Кольцова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008.
26. Пономарев Я. А. Методологическое введение в психологию. М.: Наука, 1983.
27. Практическая психодиагностика: Методики и тесты: Учебное пособие / Сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Бахрах, 1998.
28. Психологические исследования проблем современного российского общества / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013.
29. Психологические проблемы семьи и личности в мегаполисе / Отв. ред. А. Л. Журавлев, А. И. Ляшенко, В. Е. Иноземцева, Д. В. Ушаков. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012.
30. Психологические проблемы современного российского общества / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012.
31. Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества / Отв. ред. А. Л. Журавлев, М. И. Воловикова, Т. В. Галкина. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014.
32. Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В. Н. Дружинина. М.: ПЕР СЭ, 2003.
33. Сенин И. Г. Опросник терминальных ценностей (ОТЕЦ). Ярославль, 1991.
34. Современные проблемы психологии управления / Отв. ред. Т. П. Емельянова, А. Л. Журавлев, Г. В. Телятников. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002.
35. Соснин В. А., Журавлев А. Л., Красников М. А. Социальная психология: Учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2011.
36. Социальная психология: Учебное пособие для вузов / Отв. ред. А. Л. Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002.
37. Субъектный подход в психологии / Под ред. А. Л. Журавлева, В. В. Знакова, З. И. Рябикиной, Е. А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009.
38. Швырков В. Б. Введение в объективную психологию. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1995.
39. Шутценбергер А. А. Синдром предков. М.: Психотерапия, 2009.
40. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2006.
41. Юревич А. В. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в психологии // Парадигмы в психологии: науковедческий анализ / Под ред. А. Л. Журавлева, Т. В. Корниловой, А. В. Юревича. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012.
42. Юревич А. В., Журавлев А. Л. Макропсихологическое состояние современного российского общества // Экономическая наука современной России. 2012. № 2. С. 137–140.Форматы цитированияДругие форматы цитирования:
APAКовалева, Ю. В. (2015). Согласованный и несогласованный типы семейной среды на этапе сепарации взрослых детей. Наука. Культура. Общество, 21(3), 171-182. извлечено от https://journal-scs.ru/index.php/scs/article/view/499РазделИсследования