О религиозной идентификации новых религиозных сообществ: проблема инструментария
Научная статья
-
Светлана Владимировна Рязанова
Институт гуманитарных исследований ПФИЦ УрО РАН, Пермь, Россия
svet-ryazanova@yandex.ru
ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-5387-9387
Elibrary Author_id 425585Для цитированияРязанова С. В. О религиозной идентификации новых религиозных сообществ: проблема инструментария // Наука. Культура. Общество. 2023. Том 29. № 2. С. 75-90. DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2023.29.2.7 EDN: EKJZMK
Аннотация
Исследование посвящено проблеме идентификации локальных религиозных сообществ, возникающих в последние десятилетия и имеющих внешне синкретический характер. Основной исследовательский вопрос статьи формируется как проблема установления базовых критериев идентификации, которые могли бы стать основой для составления классификации или типологии. Рассматривается две стратегии установления идентичности – через набор внешних маркеров и путём осуществления самоидентификации через внутреннее определение носителей религиозного сознания. Первая стратегия выбрана как ключевая в силу её большей объективности, вторая используется в качестве средства дополнительной верификации. В качестве объектов, которые можно определить как принадлежащие к одному ряду, выбраны два локальных сообщества, возникших в конце прошлого века на территории внешнего Прикамья и прошедших путь эволюции от православного сообщества до объединения другого типа. В качестве источников для исследования использованы материалы полевых исследований автора (включённые наблюдения, экспертные интервью, полуструктурированные интервью с бывшими членами сообществ и актуальным руководством общин, материалы личной переписки автора с верующими), данные журналистских расследований, уставные документы и сайты обеих организаций в разные периоды времени. В качестве объектов для анализа были выбраны доктринальная часть учения обеих групп и реализуемая культовая практика. Проведённый анализ показал, что оба анализируемых сообщества не могут быть определены как принадлежащие к христианской традиции в силу специфики вероучения, использования набора магических практик и ряда элементов светской культуры. Специфичность идей и ритуалов каждой из групп показала неприменимость классификации для объединений такого рода и использование широких определений. Более корректным представляется не помещение данных групп в ряд религиозных объединений нового типа (новых религиозных движений), а определение их как новых социальных групп как находящихся на стыке религиозной и нерелигиозной сфер общественной жизни.Ключевые слова:новые религиозные движения, проблема идентификации, критерии идентификации, религиозные сообщества ПрикамьяБиография автора
Светлана Владимировна Рязанова, Институт гуманитарных исследований ПФИЦ УрО РАН, Пермь, Россиядоктор философских наук, доцент, ведущий научный сотрудникЛитература
1. Рязанова С. В. Светские формы современной религиозности: эволюция социального мифа // Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН. 2011. № 11. С. 64–79. EDN NKHHUN.
2. Рязанова С. В. Структура современного религиозного сознания: общее и особенное // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. 2012. Т. 10, № 3. С. 197–204. EDN PMWVXB.
3. Рязанова С. В. Миф в его соотношении с религиозным и светским типами мировоззрения // Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН. 2012. № 12. С. 123–136. EDN QAZTFT.
4. Рязанова С. В. Специфика мифа как культурной формы // Вестник Пермского научного центра УрО РАН. 2014. № 4. С. 37–44. EDN THTZTZ.
5. Смирнов М. Ю. Возможно ли отказаться от концепта религиозности при исследовании религии // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2015. Т. 16, № 2. С. 145–153. EDN VQFWLT.
6. Рязанова С. В. «Народное богословие» в церкви «Семья божия»: сюжеты, образы, мифы // Технологос. 2019. № 1. С. 85–100. DOI 10.15593/perm.kipf/2019.1.07. EDN ZAYNHN.
7. Рязанова С. В. Закрытое религиозное сообщество: стратегия складывания и принципы функционирования // Социологическая наука и социальная практика. 2020. Т. 8, № 2(30). С. 86–100. DOI 10.19181/snsp.2020.8.2.7306. EDN FXZDIZ.
8. Рязанова С. В. Балансы власти в закрытых религиозных сообществах (локальный кейс) // Гуманитарный вектор. 2020. Т. 15, № 4. С. 24–32. DOI 10.21209/1996-7853-2020-15-4-24-32. EDN BSNWNA.
9. Рязанова С. В. Закрытые сообщества как феномен современной религиозной жизни // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. № 96. С. 119–135. DOI 10.15382/sturI202196.119-135. EDN WUGCPL.
10. Рязанова С. В. Трансформация православного прихода: от катехизиса до патриотизма (на примере Покровской обители в г. Пермь) // Концепт: философия, религия, культура. 2022. Т. 6, № 4(24). С. 41–54. DOI 10.24833/2541-8831-2022-4-24-41-54. EDN GUCKNP.
11. Mayring Ph. Qualitative Inhaltsanalyse. Grundlagen und Techniken. Weinheim und Basel : Beltz Verlag, 1983. 117 p. ISBN 978-3-407-54649-4.
12. Goffman E. Behavior in Public Places. New York : Free Press of Glencoe, 1963. 248 p.
13. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках распространения национализма / Пер. с англ. В. Г. Николаева. М. : Кучково поле, 2016. 416 с. ISBN 5-93354-017-3.
14. Шорохова В. А. Религиозная идентичность в зарубежных психологических исследованиях: теоретические модели и способы изучения // Социальная психология и общество. 2014. Т. 5, № 4. С. 44–61. EDN TEOHMX.
15. Swatos W. H. Jr. Church-Sect and Cult: Bringing Mysticism Back in // Sociological Analysis. 1981. Vol. 42, No. 1. P. 17–26. DOI 10.2307/3709699.
16. Hoge D. R., Smith E. L. Normative and Non-Normative Religious Experience Among High School Youth // Sociological Analysis. 1982. Vol. 43, No. 1. P. 69–82. DOI 10.2307/3711419.
17. Robbins T., Anthony D., Richardson J. Theory and Research of Today’s “New Religions” // Sociological Analysis. 1978. Vol. 39, No. 2. P. 95–122. DOI 10.2307/3710211.
18. Stone D. New Religious Consciousness and personal religious Experience // Sociological Analysis. 1978. Vol. 39, No. 2. P. 123–134. DOI 10.2307/3710212.
19. Beckford J. A. Some Questions about the Relationship between Scholars and the New Religious Movements // Sociological Analysis. 1983. Vol. 44, No. 3. P. 189–195. DOI 10.2307/3711499.
20. Beckford J. A. Cults, Controversy and Control: A Comparative Analysis of the Problems Posed by New Religious Movements in the Federal Republic of Germany and France // Sociological Analysis. 1981. Vol. 42, No. 3. P. 249–263. DOI 10.2307/3711037.
21. Aidada A. A. Social Change, Gender Roles, and New Religious Movements // Sociological Analysis. 1985. Vol. 46, No. 3. P. 287–314. DOI 10.2307/3710695.
22. Robertson R. Religious Movements and Modern Societies: toward a Progressive Problemshift // Sociological Analysis. 1979. Vol. 40, No. 4. P. 297–314. DOI 10.2307/3709959.
23. Wallis R. Paradoxes of Freedom and Regulation: the Case of New Religious Movements in Britain and America // Sociological Analysis. 1988. Vol. 48, No. 4. P. 355–371.
24. Berger A. L. Hasidism and Moonism: Charisma in the Counterculture // Sociological Analysis. 1980. Vol. 41, No. 4. P. 375–390. DOI 10.2307/3709891.
25. Davil G. Global Civil Religion: a European Perspective // Sociological Analysis. 2001. Vol. 62, No. 4. P. 455–473. DOI 10.2307/3712436.
26. Johnson B. On Founders and Followers: Some Factors in the Development of New Religious Movements // Sociological Analysis. 1992. Vol. 53, No. S. P. 1–13. DOI 10.2307/3711247.
27. Campbell B. A Typology of Cults // Sociological Analysis. 1978. Vol. 39, No. 3. P. 228–240. DOI 10.2307/3710443.
28. Gussner R. E., Berkowitz S. D. Scholars, Sects and Sanghas: Recruitment to Asian-Based Meditation Groups in North America // Sociological Analysis. 1988. Vol. 49, No. 2. P. 136–170. DOI 10.2307/3711010.
29. Невилл Р. «Бостонское конфуцианство» – корни восточной культуры на западной почве // Проблемы Дальнего Востока. 1995. № 1. С. 138–149.
30. Баркер А. Новые религиозные движения: практическое введение : Пер. с англ. СПб : Русская христианская гуманитарная академия, 1997. 280 с. ISBN 5-88-812-06-x. EDN MCHFLG.
31. Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России. Морфологический анализ. М. : ИФ РАН, 1999. 244 с. ISBN 5-201-02012-7.
32. Григулевич И. Р. Пророки «новой истины»: очерки о культах и суевериях современного капиталистического мира. М. : Политиздат, 1983. 303 с.
33. Григорьева Л. И. Религии «Нового века» и современное государство. Красноярск : СибГТУ, 2002. 399 с. ISBN 5-8173-0113-X. EDN TVYUMD.
34. Гуревич П. С. Нетрадиционные религии на Западе и восточные религиозные культы. М. : Знание, 1985. 64 с.
35. Забияко А. Спасут ли нас чужие боги // Перспективы. 1992. № 2. С. 112–118.
36. Кантеров И. Я. Новые религиозные движения в России. Религиоведческий анализ. М. : б.и., 2006. 467 с. EDN QUESWT.
37. Клюев Б. И. Неорелигиозные движения в современной Индии // Народы Азии и Африки. 1984. № 6. С. 25–34.
38. Матвеев В. Преданные Кришны - кто они? // Наука и религия. 1990. № 10. С. 25–28.
39. Митрохин Л. Н. Религии «нового века». М. : Сов. Россия, 1985. 157 с.
40. Ткачева А. А. Новые религии Востока. М.: Наука, 1991. 137 с. ISBN 5-02-016913-7.
41. Гоффман Э. Тотальные институты. Очерки о социальной ситуации психически больных пациентов и прочих постояльцев закрытых учреждений / Пер. с англ. А. С. Салина. М. : Элементарные формы, 2019. 464 с. ISBN 978-5-95002-44-4-3.СтатьяПоступила: 10.05.2023
Опубликована: 30.06.2023
Форматы цитированияДругие форматы цитирования:
APAРязанова, С. В. (2023). О религиозной идентификации новых религиозных сообществ: проблема инструментария. Наука. Культура. Общество, 29(2), 75-90. https://doi.org/10.19181/nko.2023.29.2.7РазделСоциология религии