Инфраструктурный контекст школы как фактор снижения академических результатов обучающихся: муниципальный аспект
Научная статья
-
Наталья Сергеевна Баранова
Институт развития образования Иркутской области; Иркутский государственный университет, Иркутск, Россия
natalia.baranova.irkutsk@yandex.ru
ORCID ID http://orcid.org/0000-0002-2627-4574
Elibrary Author_id 1162056Для цитированияБаранова Н. С. Инфраструктурный контекст школы как фактор снижения академических результатов обучающихся: муниципальный аспект // Наука. Культура. Общество. 2023. Том 29. № 2. С. 117-128. DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2023.29.2.10 EDN: IFLZTW
Аннотация
Создание условий для повышения качества общего образования рассматривается как один их целевых ориентиров государственной образовательной повестки, актуализируя исследования причин снижения академической успешности школьников в условиях стратегии обеспечения равных образовательных возможностей. Значимость приобретает поиск механизмов минимизации негативных факторов влияния на учебную успешность школьников, особенно в тех образовательных организациях, ученики которых демонстрируют на протяжении нескольких лет низкие образовательные результаты по итогам независимых оценочных процедур. В статье представлен краткий обзор теоретических подходов к проблеме социального неравенства, обобщение содержательных линий современных исследований отечественных и зарубежных учёных по вопросам неравенства образовательных возможностей, факторов возникновения низких академических результатов школьников. В рамках исследования условий получения качественного образования предпринята попытка установления связи факторов «территориальное расположение школы», «инфраструктура и оснащённость образовательного процесса» с академической результативностью учеников общеобразовательных организаций, отнесённых на основе независимых оценочных процедур к школам с низкими образовательными результатами. На основе анализа данных федеральных и региональных статистических наблюдений проводится исследование равности условий получения общего образования в «базово», «умеренно» и «сильно» неуспевающих школах, размещённых в городе Иркутске. Гипотеза о значимости степени влияния фактора размещения школы по отношению к центру города на образовательные результаты обучающихся не подтвердилась. Зафиксирована нелинейность взаимосвязи степени неуспеваемости школьников и уровня материально-технической обеспеченности образовательного процесса как современным оборудованием, так и специализированными пространствами для организации практических занятий по учебным предметам, которые могут стать триггерами дальнейшего снижения результативности реализации образовательных программ.Ключевые слова:социальное неравенство, неравенство образовательных возможностей, низкие результаты обучения, качество образования, факторы возникновения низких образовательных результатовБиография автора
Наталья Сергеевна Баранова, Институт развития образования Иркутской области; Иркутский государственный университет, Иркутск, Россиязаведующий сектором сопровождения муниципальных методических служб, Институт развития образования Иркутской области; соискатель, Иркутский государственный университетЛитература
1. Социальная стратификация российского общества / З. Т. Голенкова, А. Ш. Жвитиашвили, В. В. Витюк [и др.]. М. : Летний сад, 2003. 365 с. ISBN 5-94381-119-2. EDN QOCEYT.
2. Заславская Т. И., Ядов В. А. Социальные трансформации в России в эпоху глобальных изменений // Социология и общество: пути взаимодействия : материалы пленарного заседания (Москва, 21-24 октября 2008 года) / Под ред. Г. В. Осипова, М. К. Горшкова. М. : Вече, 2010. С. 91–107. EDN TTPQPZ.
3. Ильин В. И. Социальное неравенство. М. : Институт социологии РАН, 2000. 280 с. ISBN 5-89-697-050-1.
4. Руткевич М. Н. Социальная структура. М. : Альфа-М, 2004. 272 с. ISBN 5-98281-020-7. EDN SDQOXP.
5. Тихонова Н. Е. Факторы социальной стратификации в условиях перехода к рыночной экономике. М. : РОССПЭН, 1999. 320 с. ISBN 5-8243-0037-2. EDN TIFRSR.
6. Социально-экономическое неравенство и его воспроизводство в современной России / С. А. Инясевский, А. Н. Красилова, Ю. М. Крельберг [и др.]. М. : Олма Медиа Групп, 2009. 321 с. ISBN 978-5-373-02292-7. EDN QTEQWH.
7. Coleman J. S. What is meant by “an equal educational opportunity”? // Oxford Review of Education. 1975. Vol. 1, No 1. P. 27–29. DOI 10.1080/0305498750010104.
8. Бурдьё П., Пассрон Ж-К. Воспроизводство: элементы теории системы образования / Пер. с фр. Н. А. Шматко. М. : Просвещение, 2007. 267 с. ISBN 5-09-014104-5. EDN TZRPON.
9. DiMaggio P. Cultural capital and school success: The impact of status culture participation on the grade of U.S. high school students // American Sociological Review. 1982. Vol. 47, No. 2. P. 189–201. DOI 10.2307/2094962.
10. Shavit Y., Blossfeld H. P. Persistent inequality: Changing educational attainment in thirteen countries. Boulder : Westview Press, 1993. 395 p. ISBN 0813311217.
11. Sorensen A. B., Hallinan M. T. A reconceptualization of school effects // Sociology of Education. 1977. Vol. 50, No. 4. P. 273–289. DOI 10.2307/2112500.
12. Strand S. Do some schools narrow the gap? Differential school effectiveness by ethnicity, gender, poverty, and prior achievement // School Effectiveness and School Improvement. 2010. Vol. 21, No. 3. P. 289–314. DOI 10.1080/09243451003732651.
13. García E., Weiss E. Education inequalities at the school starting gate. Gaps, trends, and strategies to address them. Washington, DC : Economic Policy Institute, 2017. 102 p. Available at: https://files.epi.org/pdf/132500.pdf (accessed: 13.05.2023).
14. Danhier J. How big is the handicap for disadvantaged pupils in segregated schooling systems? // British Journal of Educational Studies. 2018. Vol. 66, No. 3. P. 341–364. DOI 10.1080/00071005.2017.1322682.
15. Константиновский Д. Л. Преодоление барьеров в образовании: исследования и социальная практика // Социологическая наука и социальная практика. 2020. Т. 8, № 3(31). С. 125–133. DOI 10.19181/snsp.2020.8.3.7491. EDN FGRZUS.
16. Константиновский Д. Л. Исследования барьеров в образовании: традиции и развитие // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. 2020. № 5. С. 213–218. DOI 10.19181/obrnaukru.2020.10. EDN ZWXXMM.
17. Попова Е. С. Неравенство образовательных шансов в цифровом измерении // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. № 1(48). С. 55–67. DOI 10.52944/PORT.2022.48.1.004. EDN NHJPNZ.
18. Чередниченко Г. А. От средней к высшей школе: институциональные преобразования и социальные последствия // Ректор ВУЗа. 2022. № 11. С. 20–31. DOI 10.33920/nik-3-2211-01. EDN GULSPG.
19. Образование и социальная дифференциация / Д. А. Александров, И. В. Антипкина, А. Р. Бессуднов [и др.]. М. : НИУ ВШЭ, 2018. 456 с. ISBN 978-5-7598-1734-5. EDN XMQIIP.
20. Керша Ю. Д. Социально-экономическая композиция школы как фактор неравенства в образовании: Обзор подходов к измерению и механизмов взаимосвязи с академическими результатами // Экономическая социология. 2021. Т. 22, № 1. С. 92–123. DOI 10.17323/1726-3247-2021-1-92-123. EDN EGGXJD.
21. Пинская М. А., Косарецкий С. Г., Фрумин И. Д. Школы, эффективно работающие в сложных социальных контекстах // Вопросы образования. 2011. № 4. С. 148–177. EDN OKLQVR.
22. Филипова А. Г., Высоцкая А. В. Образовательное неравенство в российских школах: влияние территориального фактора // Вестник Института социологии. 2019. Т. 10, № 4. С. 150–163. DOI 10.19181/vis.2019.31.4.610. EDN VFEAWA.
23. Ибрагимова З. Ф., Франц М. В. Неравенство возможностей в школьном образовании: роль территориальных факторов // Социологический журнал. 2021. Т. 27, № 4. С. 72–98. DOI 10.19181/socjour.2021.27.4.8646. EDN LFQZKK.
24. Баранова Н. С. О проектировании системы работы со школами с низкими образовательными результатами // Социальные процессы в современном российском обществе: проблемы и перспективы : материалы V Всерос. науч. конф. с междунар. участием (Иркутск, 23 апреля 2021). Иркутск : Иркутский государственный университет, 2021. С. 92–97. EDN JXODRQ.СтатьяПоступила: 28.04.2023
Опубликована: 30.06.2023
Форматы цитированияДругие форматы цитирования:
APAБаранова, Н. С. (2023). Инфраструктурный контекст школы как фактор снижения академических результатов обучающихся: муниципальный аспект. Наука. Культура. Общество, 29(2), 117-128. https://doi.org/10.19181/nko.2023.29.2.10РазделСоциология управления