Коммуникативные практики молодежи в реальном и виртуальном пространствах
Научная статья
-
Наталья Васильевна Проказина
Среднерусский институт управления – филиал РАНХиГС, Орёл, Россия
prokazina-nv@ranepa.ru
ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-1677-5324
Elibrary Author_id 415159Для цитированияПроказина Н. В. Коммуникативные практики молодежи в реальном и виртуальном пространствах // Наука. Культура. Общество. 2023. Том 29. № 3. С. 69-81. DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2023.29.3.3 EDN: IWREJO
Аннотация
В условиях цифровизации всех процессов и сфер жизнедеятельности существенно изменяется образ жизни современного человека. Большой трансформации подвержены коммуникативные практики, которые осуществляются в виртуальном пространстве. Коммуникативные практики формируют новые модели и паттерны поведения, придавая новый смысл и содержание механизмам взаимодействия. Виртуализация коммуникативного пространства наибольшее влияние оказывает на детей, подростков и молодёжь, поскольку выступает ключевым условием их социализации, конструируя смыслы, содержание, модели и практики взаимодействия. Цель статьи – обоснование особенностей коммуникативных практик молодёжи в реальном и виртуальном пространстве. Коммуникативные практики молодёжи сегодня представляют объект междисциплинарного изучения. Именно этот подход позволяет выявить мотивы и установки молодёжи о возможностях, функциях, целях коммуникативных практик в реальном и виртуальном пространстве. Сегодня прослеживается взаимодополнение функций коммуникативных практик, осуществляемых молодёжью в реальном и виртуальном пространстве. Коммуникативные практики молодёжи следует рассматривать как один из ключевых компонентов саморегуляционных механизмов молодёжи, поскольку они направлены не только на передачу информации, но и на конструирование, производство и трансляцию смыслов. Особенности коммуникативных практик позволяют определить представления молодёжи о коммуникации, об их функциях и возможностях, о восприятии интернет-пространства. Обосновано что повышение инструментальной компетенции, формирование навыков цифровой гигиены, развития коммуникативных навыков и трансмедиаграмотности в целом обеспечивают адекватность коммуникативных практик, снижают девиантные формы проявления в реальном и виртуальном пространствах. Полученные выводы позволят разработать программы по развитию коммуникативных навыков, и трансмедиаграмотности, обосновывать программы сопровождения интернет-социализации для детей, подростков и молодёжи.Ключевые слова:коммуникативные практики, молодежь, реальное и виртуальное пространства, интернет-социализация, конструирование, саморегуляция, трансмедиаграмотностьБиография автора
Наталья Васильевна Проказина, Среднерусский институт управления – филиал РАНХиГС, Орёл, Россиядоктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии и социальных технологийЛитература
1. Пеньков В. Ф., Маркарян Т. А. Молодежные коммуникации как феномен информационного общества // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2018. Т. 4, № 13. С. 39–46. EDN XRMBWH.
2. Саморегуляция в молодежной среде: типологизация и моделирование / Ю. А. Зубок, О. А. Александрова, М. Б. Буланова [и др.]. Белгород : Эпицентр, 2022. 360 с. DOI 10.19181/monogr.978-5-89697-382-9.2022. EDN TENQIH.
3. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Современная социология молодежи: изменяющаяся реальность и новые теоретические подходы // Россия реформирующаяся. 2017. № 15. С. 12–48. EDN ZFBDYV.
4. Чупров В. И., Зубок Ю. А., Уильямс К. Молодёжь в обществе риска. М. : Наука, 2001. 230 с. ISBN 5-02-013150-4. EDN YFHUUX.
5. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Рискогенность социокультурной среды обитания как фактор формирования социальных настроений // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2018. № 43. С. 148–160. DOI 10.17223/1998863X/43/14. EDN XWEBPV.
6. Бурдье П. Практический смысл : пер. с фр. / Отв. ред. пер. и послесл. Н. А. Шматко. СПб. : Алетейя, 2001. 562 с. ISBN 5-88329-351-7. EDN QOGTMH.
7. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М. : Медиум, 1995. 322 с. ISBN 5-85691-036-2.
8. Гидденс Э. Устроение общества. Очерк теории структурации / Пер. с англ. И. Тюриной. М. : Академический проект, 2015. 528 c. ISBN 5-8291-0629-9. EDN TNIRKP.
9. Зотов В. В., Лысенко В. А. Коммуникативные практики как теоретический конструкт изучения общества // Теория и практика общественного развития. 2010. № 3. С. 53–55. EDN MWLEIR.
10. Лукман Т., Тягунова Т. Аспекты теории социальной коммуникации // Социологическое обозрение. 2007. Т. 6, № 3. С. 3–20. EDN JWURZB.
11. Пеньков В. Ф., Маркарян Т. А. Молодежные коммуникации как феномен информационного общества // Вестник Тамбовского университета. Серия Общественные науки. 2018. Т. 4, № 13. С. 39–46. EDN XRMBWH.
12. Лучинкина И. С. Когнитивные механизмы коммуникативного поведения в интернет-пространстве // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2018. Т. 4, № 3. С. 56–70. EDN VJSNBF.
13. Гришаева С. А., Клюваев К. В. Коммуникативные практики молодежи в социальных сетях // Цифровая социология. 2019. Т. 2, № 3. С. 4–9. DOI 10.26425/2658-347X-2019-3-4-9. EDN DSDCZE.
14. Чанкова Е. В., Сорокин О. В. Традиционное и современное в коммуникативных практиках молодёжи // Известия вузов. Социология. Экономика. Политика. 2021. № 1. С. 131–142. EDN OYDSZK.
15. Зубок Ю. А. Чанкова Е. В. Коммуникативная компетентность личности в пространстве виртуальной реальности // Научный результат. Социология и управление. 2019. Т. 5, № 4. С. 139–150. DOI 10.18413/2408-9338-2019-5-4-0-12. EDN NSADIV.
16. Селиверстова Н. А., Чанкова Е. В. Социокультурное воспроизводство коммуникативных компетенций в молодежной среде // Научный результат. Социология и управление. 2022. Т. 8, № 3. С. 31–46. DOI 10.18413/2408-9338-2022-8-3-0-3. EDN JAQKYX.
17. Качкаева А. Г., Шомова С. А. Понимая медиа. Медиаграмотность и критическая автономия в эпоху «коммуникативного капитализма», «эмпатичных медиа» и «чувствительных данных» // Социодиггер. 2021. Т. 2, № 6. С. 4–46. EDN QBNFWW.СтатьяПоступила: 26.07.2023
Опубликована: 05.10.2023
Форматы цитированияДругие форматы цитирования:
APAПроказина, Н. В. (2023). Коммуникативные практики молодежи в реальном и виртуальном пространствах. Наука. Культура. Общество, 29(3), 69-81. https://doi.org/10.19181/nko.2023.29.3.3РазделИсследования социокультурных процессов в гражданском обществе