Роль и воздействие лоббизма на общество ( в восприятиях жителей ФРГ)
Научная статья
-
Сергей Николаевич Большаков
Российский государственный социальный университет, Москва, Россия
snbolshakov@mail.ru
ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-4884-2077
Elibrary Author_id 277851ResearchID G-1913-2014
- Юлия Михайловна Большакова ЛГУ имени А. С. Пушкина, Санкт-Петербург, Россия snbolshakov@mail.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-5951-416X
Elibrary Author_id 875873- Егор Николаевич Минченков ЛГУ имени А. С. Пушкина, Санкт-Петербург, Россия project.edu.2024@gmail.com ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-7828-7254
Elibrary Author_id 1027180Для цитированияБольшаков С. Н., Большакова Ю. М., Минченков Е. Н. Роль и воздействие лоббизма на общество ( в восприятиях жителей ФРГ) // Наука. Культура. Общество. 2023. Том 29. № 4. С. 110-126. DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2023.29.4.9 EDN: WPTVLMАннотация
В статье рассмотрено современное восприятие феномена лоббизма, констатируется влияние групп интересов, оказываемое на политические процессы в странах европейского континента. Авторы подчёркивают актуальность исследования лоббизма, которая определяется процессами политических изменений и интеграции национального и международного экономического пространства стран Европейского Союза, в частности, ФРГ. На основе вторичной интерпретации социологических данных исследователями раскрывается проблематика оценки обществом лоббизма, его влияния на политические процессы стран ЕС. Акцентировано внимание на значимости требований общества к прозрачности групп интересов и лоббирования. Важной видится позиция опрошенных в части ведения реестра лоббистов на уровне ФРГ и ЕС как необходимого инструмента общественного контроля. По результатам проведённого исследования сделан вывод о влиянии групп интересов на процесс лоббирования. Основой современных интерпретаций лоббирования является не теория плюрализма или теория корпоративизма, а теория сетевого управления. По мнению респондентов большие выгоды от лоббирования в ФРГ получают промышленные корпорации и ведущие отрасли экономики ФРГ и ЕС, а не действующие политики и политические партии. Данные исследования позволяют говорить о доминировании лоббистов из сферы экономики промышленных отраслей, которые, по мнению респондентов, получают экономическое преимущество при работе на рынках. В тоже время положительный эффект от лоббирования в части экспертного информационного сопровождения политической деятельности получают именно органы власти. Авторы приходят к выводу о необходимости дальнейшего изучения влияния групп интересов и лоббистов на политические процессы и дальнейшего углубления прозрачности процесса лоббирования, более подробного раскрытия административной и налоговой отчётности в целях повышения доверия общества политикам, бизнесу и органам управления.Ключевые слова:лоббизм, группы влияния, политический процесс, доверие, открытостьБиографии авторов
Сергей Николаевич Большаков, Российский государственный социальный университет, Москва, Россиядоктор политических наук, профессор, профессор кафедры политологии и прикладной политической работыЮлия Михайловна Большакова, ЛГУ имени А. С. Пушкина, Санкт-Петербург, Россиякандидат политических наук, доктор философии, профессор, научный сотрудник Института политической психологии и прикладных политических исследованийЕгор Николаевич Минченков, ЛГУ имени А. С. Пушкина, Санкт-Петербург, РоссияаспирантЛитература
1. Ильичева Л. Е., Лапин А. В. Доверие к власти и социально-политическая консолидация общества // Наука. Культура. Общество. 2022. Т. 28, № 3. С. 50–67. DOI 10.19181/nko.2022.28.3.4. EDN UZXUSM.
2. Фельдман П. Я. Концептуализация подходов к интерпретации феномена лоббизма // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2018. Т. 24, № 4. С. 182–189. DOI 10.24290/1029-3736-2018-24-4-180-187. EDN VROFWK.
3. Ильичева Л. Е. Специфика лоббизма в трансформируемом российском обществе // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2009. № 4(67). С. 15–18. EDN MWIQYH.
4. Купряшин Г. Л., Дробышева Е. С., Стародубцев А. С. Латентное в публичном: изъяны регулирования лоббизма в США // Государственное управление. Электронный вестник. 2023. № 96. С. 104–123. DOI 10.24412/2070-1381-2023-96-104-123. EDN GZTGEV.
5. Speth R. Das Bezugssystem Politik – Lobby – Öffentlichkeit. In: Aus Politik und Zeitgeschichte (APuZ) Lobbying und Politikberatung, Heft 19/2010. S. 9–14.
6. де Токвиль А. Демократия в Америке: Пер. с франц. / Предисл. Гарольда Дж. Ласки. М. : Весь Мир, 2000. 560 с. ISBN 5-7777-0062-4.
7. Weber M. Politik als Beruf. München und Leipzig: Duncker & Humblot; 1919. 67 p.
8. Niedermayer O. Die Entwicklung des Parteiensystems seit der Wiedervereinigung. In: Bundeszentrale für politische Bildung. 2012. Available at: http://www.bpb.de/politik/grundfragen/deutsche-verhaeltnisse-eine-sozialkunde/138733/das-parteiensystem-seit-der-wiedervereinigung (accessed: 19.07.2023).
9. Unger B., van Waarden F. Interest associations and economic growth: a critique of Mancur Olson's Rise and Decline of Nations. Review of International Political Economy. 1999;6(4):425–467. DOI 10.1080/096922999347128.
10. Большакова Ю. М., Большаков С. Н. Лоббизм и GR-практики в странах Восточной Европы и Прибалтики: политико-социологический анализ // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2017. Т. 23, № 3. С. 174–199. EDN ZIVXRZ.
11. Акай А. К. Правовое регулирование лоббизма ФРГ в Бундестаге // Инновационное развитие современной науки: проблемы и перспективы : Матер. междунар. науч.-практич. конф. (Астана, Казахстан, 13 мая 2017 года) / Под общ. ред. А. И. Вострецова. Астана, Казахстан : НИЦ «Мир науки», 2017. С. 112–120. EDN YOHRRP.
12. von Winter T., Willems U. Zum Wandel der Interessenvermittlung in Politikfeldern. Zentrale Befunde aus der Verbände- und der Policy-Forschung. In: Rehder B., von Winter T., Willems U. (eds) Interessenvermittlung in Politikfeldern. VS Verlag für Sozialwissenschaften. DOI 10.1007/978-3-531-91697-2_1. Р. 9–29.
13. Hönigsberger H., Osterberg S. Die Regulierung des Lobbyismus – das parlamentarische Lehrstück. In: von Winter T., von Blumenthal J. (eds) Interessengruppen und Parlamente. Wiesbaden: Springer VS; 2014. P. 275–310. DOI 10.1007/978-3-531-19161-4_11.
14. Joos K. Erfolg durch Prozesskompetenz. Paradigmenwechsel in der Interessensvertretung nach dem Vertrag von Lissabon. In: Dialer D., Richter M. (eds) Lobbying in der Europäischen Union. Wiesbaden: Springer VS; 2014. S. 29–45. DOI 10.1007/978-3-658-03221-0_3.
15. Smidt A., Zschiesche M. Die Klagetätigkeit der Umweltschutzverbände im Zeitraum von 2013 bis 2016. Berlin; 2018. Available at: https://u.to/ScUmIA (accessed: 30.07.2023).
16. Bennedsen M., Feldmann S. E. Informational lobbying and political contributions. Journal of Public Economics. 2006;90(4-5):631–656. DOI 10.1016/j.jpubeco.2005.08.003.
17. Austen-Smith D., Wright J. R. Counteractive Lobbying. American Journal of Political Science. 1994;38(1):25–44. DOI 10.2307/2111334.
18. Schmidt M. G. Demokratietheorien. Opladen: UTB Leske + Budrich; 2000. 608 p. DOI 10.1007/978-3-531-90008-7.
19. Baruth S., Schnapp K.-U. Ministerialbürokratien als Lobbyadressaten. In: Speth R., Zimmer A. (eds) Lobby Work. Bürgergesellschaft und Demokratie. Wiesbaden: Springer VS; 2015. P. 245–260. DOI 10.1007/978-3-658-09433-1_14.
20. Dür A., Bernhagen P., Marshall D. Interest Group Success in the European Union. When (and Why) Does Business Lose?. Comparative Political Studies. 2015;48(8):951–983. DOI 10.1177/0010414014565890.
21. Loer K., Töller A. Interessenvertretung und politisches System in Deutschland im Wandel. In: Bundeszentrale für politische Bildung. 2019. Available at: https://u.to/lskmIA (accessed: 19.07.2023).
22. Plehwe D. Wandel der Lobbyarbeit in der Europäische. In: Bundeszentrale für politische Bildung. 2019. Available at: https://u.to/s8kmIA (accessed: 23.07.2023).
23. Epperson R., Habla W., Wagner U. Wie der Einfluss von Lobbyismus auf die Politik in Deutschland und der EUwahrgenommen wird Auswertung einer repräsentativen Umfrage in Deutschland zu Lobbyismus allgemein und Lobbyismus in der EU-Klimapolitik. ZEW Expert Briefs. 2019. No. 19-04. Available at: https://u.to/GMomIA (accessed: 19.07.2023).
24. Braun E., Hirsch C. Lobbyists in French parliamentary hearings, by the numbers. In Politico. 30.03.2021. Available at: https://u.to/c8omIA (accessed: 19.07.2023).
25. Rapport d'enquête n°1521: au nom de la commission d’enquête relative aux révélations des Uber files: l’ubérisation, son lobbying et ses consequences. In: Assemblée nationale. 11.07.2023. Available at: https://u.to/ucomIA (accessed: 19.07.2023).СтатьяПоступила: 07.08.2023
Опубликована: 15.12.2023
Форматы цитированияДругие форматы цитирования:
APAБольшаков, С. Н., Большакова, Ю. М., & Минченков, Е. Н. (2023). Роль и воздействие лоббизма на общество ( в восприятиях жителей ФРГ). Наука. Культура. Общество, 29(4), 110-126. https://doi.org/10.19181/nko.2023.29.4.9РазделПолитология - Юлия Михайловна Большакова ЛГУ имени А. С. Пушкина, Санкт-Петербург, Россия snbolshakov@mail.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-5951-416X
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 81252 30.06.2021
Издатель: Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН
Главный редактор
доктор социологических наук,
Институт социально-политических исследований
ФНИСЦ РАН
Виктор Константинович Левашов
ISSN (print) 2308-829X
ISSN (online) 2713-0681
Периодичность: 4 раза в год.
Издается с 1995 года
КОНТАКТЫ:
Адрес: 119333, г. Москва,
ул. Фотиевой, д. 6, стр. 1
Тел.: +7(499)530-27-32
Издатель: Институт социально-политических исследований Федерального государственного бюджетного учреждения науки
Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (ИСПИ ФНИСЦ РАН)
119333, г. Москва, ул. Фотиевой, д. 6, стр. 1; +7 499 530-28-84. E-mail: ispr.fctas.ras@yandex.ru
© журнал "Наука. Культура. Общество", 2024