Субъектность академического сообщества в условиях менеджеристского управления

Научная статья
  • Виталий Владимирович Ковалев Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия vitkovalev@yandex.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-8439-3117
    Elibrary Author_id 345032 SPIN 9331-9999
  • Александр Викторович Дятлов Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия avdyatlov@yandex.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-5914-4744
    Elibrary Author_id 316700 SPIN 8257-1109
Для цитирования
Ковалев В. В., Дятлов А. В. Субъектность академического сообщества в условиях менеджеристского управления // Наука. Культура. Общество. 2024. Том 30. № 2. С. 37-51. DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2024.30.2.3 EDN: TDOEUA

Аннотация

В статье проведён анализ негативных эффектов воздействия менеджеристского управления на субъектность академического сообщества. Цель исследования: установить взаимосвязь между снижением субъектности академического сообщества и менеджеристской моделью управления высшей школой. Для сбора эмпирической информации использовались два метода: массовый опрос преподавателей четырёх вузов Ростовской области и анализ нормативно-правовых документов, регулирующих порядок применения менеджеристских норм к системе высшего образования. Результатом операционализации базовых понятий (субъектность, академическое сообщество, менеджеристское управление) стало определение трёх эмпирических индикаторов: 1) представления академического сообщества о традиционных целях высшего образования; 2) ресурсы академического сообщества для достижения менеджеристских целей; 3) наличие деформаций в профессиональной этике учёных и преподавателей. Исследование подтвердило гипотезу о том, что реализуемая менеджеристская политика оказывает негативное воздействие на академическое сообщество, снижая его субъектность. Дисфункции проявляются по двум направлениям профессиональной деятельности учёных и преподавателей. Первое обусловлено особенностями менеджеризма. Менеджеризм в любых социокультурных и социально-политических условиях неизбежно ведёт к подмене целей средствами их достижения. Это происходит из-за отсутствия у эффективных менеджеров надёжных индикаторов оценки качества воспроизводимых учёными и преподавателями результатов своей деятельности. Второе направление связано с потерей свободы в принятии решений на заседаниях исторически сложившихся в университетах устойчивых социальных практиках (заседаний кафедры, учёных советов, диссертационных советов и т.п.). Это вызвано административным подчинением академического сообщества управленческим задачам бюрократии.
Ключевые слова:
академическое сообщество, менеджеризм, управление, субъектность, университет

Биографии авторов

Виталий Владимирович Ковалев, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия
доктор социологических наук, доцент, профессор
Александр Викторович Дятлов, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия
доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой, профессор

Литература

1. Мещангина Е. И. Реформирование содержания высшего образования в России (90-е гг. ХХ в.) // Теория и практика общественного развития. 2013. № 4. С. 166–168. EDN PZHPQB.

2. Бляхман Л. С., Чернова Е. Г. Образовательная политика в условиях перехода России к инновационной экономике // Экономика образования. 2014. № 3. С. 62–72. EDN TLURTD.

3. Дуткевич П. Нужны ли реформы в системе высшего образования? // Высшее образование в России. 2015. № 3. С. 80–84. EDN TOMAPJ.

4. Замошникова Н. Н. Развитие системы высшего профессионального образования в Российской Федерации с 1990 по 2015 годы: взгляд из региона // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2015. № 4(63). С. 99–108. EDN UADUZL.

5. Володарская Е. А. Системы количественных показателей эффективности исследовательских работ // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. 2020. № 6(36). С. 158–171. DOI 10.24411/2414-9241-2020-10011. EDN XSHCVM.

6. Дадаев Я. Э. Возможности и риски коммерциализации высшего образования // Журнал прикладных исследований. 2022. № 2-2. С. 135–143. DOI 10.47576/2712-7516_2022_2_2_135. EDN RGRUQA.

7. Романов Е. В. Публикационная активность российских университетов: от «академического капитализма» к «академическому социализму» // Вопросы экономики. 2023. № 2. С. 100–115. DOI 10.32609/0042-8736-2023-2-100-115. EDN RLVPWI.

8. Ковалев В. В., Дятлов А. В. Идеология менеджеризма в российских социальных институтах: образование, наука, здравоохранение // Вестник университета. 2023. № 7. С. 24–32. DOI 10.26425/1816-4277-2023-7-24-32. EDN XGDYIY.

9. Радченко Е. В., Ранг К. А. Понимание субъектности в философии и языкознании // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. 2012. № 2(261). С. 74. EDN OXRXBL.

10. Уразалиева Г. К. Проблема субъекта в социологии с позиций культурно-исторической теории // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2017. № 1(7). С. 123–134. EDN ZDBEZV.

11. Мерзляков А. А. Проблема субъектности в социологии управления // Социологическая наука и социальная практика. 2018. Т. 6, № 4(24). С. 95–104. DOI 10.19181/snsp.2018.6.4.6087. EDN YQJUHZ.

12. Горохов В. Ф., Васнева Н. Н. О соотношении категорий «социальная общность» и «социальная группа» // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 4(132). С. 12–21. EDN VMFALF.

13. Кошкин П. П. Новые трактовки менеджеризма в административной трактовке стран Запада // Общество: политика, экономика, право. 2007. № 1. С. 46–58. EDN NSBQOH.

14. Целых М. П. Социальная работа в эпоху тэтчеризма в Великобритании // Журнал исследований социальной политики. 2014. Т. 12, № 4. С. 569–584. EDN TMZXAZ.

15. Абрамов Р. Н. Менеджериализм: экономическая идеология и управленческая практика // Экономическая социология. 2007. Т. 8, № 2. С. 92–101. EDN OYNZUX.
Статья

Поступила: 29.04.2024

Опубликована: 01.07.2024

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Ковалев, В. В., & Дятлов, А. В. (2024). Субъектность академического сообщества в условиях менеджеристского управления. Наука. Культура. Общество, 30(2), 37-51. https://doi.org/10.19181/nko.2024.30.2.3
Раздел
Актуальные проблемы управления в сферах образования и труда