Организационно-управленческий контекст развития проектного обучения в высшей школе

Научная статья
  • Людмила Николаевна Боронина Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия l.n.boronina@urfu.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-9876-9085
    Elibrary Author_id 703863 SPIN 9122-1208
    ResearchID J-3618-2013
  • Светлана Валерьевна Ольховикова Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия s.v.olkhovikova@urfu.ru
    Elibrary Author_id 400207 SPIN 5556-2133
  • Александр Анатольевич Балясов Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия a.a.balyasov@urfu.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-4666-7153
    Elibrary Author_id 891125 SPIN 6149-4877
    ResearchID B-2565-2017
Выражение признательности
Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда, проект № 24-28-01482 «Проектное обучение в развитии профессионализма и гражданственности российского студенчества: управленческий контекст и формирование трансформирующей агентности», https://rscf.ru/project/24-28-01482/
Для цитирования
Боронина Л. Н., Ольховикова С. В., Балясов А. А. Организационно-управленческий контекст развития проектного обучения в высшей школе // Наука. Культура. Общество. 2024. Том 30. № 2. С. 52-69. DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2024.30.2.4 EDN: RXAYST

Аннотация

Статья посвящена изучению организационно-управленческого контекста развития проектного обучения в российских вузах. Выборочная совокупность исследования представлена двенадцатью университетами разного типа (федеральные, научно-исследовательские, опорные) Приволжского, Уральского, Сибирского и Южного федеральных округов. На основе традиционного документов – официальных документов, размещённых на официальных сайтах университетов, – осуществлена оценка ключевых аспектов политик университетов в реализации проектного обучения студентов, отражающих развитие организационной инфраструктуры анализируемой практики и формирующей среду социального взаимодействия студентов, преподавателей, кураторов, работодателей и представителей образовательного менеджмента. Разработка оценочного инструментария основывалась на методологии системного, организационно-управленческого, процессного, ситуационного и темпорального подходов. Цель исследования – проанализировать организационно-управленческий контекст проектного обучения в российских университетах. Установлено, что институциональные практики внедрения проектного обучения в исследуемых университетах имеют разные ресурсные возможности и реализуются по различным траекториям, имеющим свою логику. В исследовании зафиксировано, что в информационном пространстве, а соответственно и в организационно-управленческой среде, представлено многообразие в определении целей и результативности проектного обучения. Демаркационными линиями в существующих организационно-управленческих моделях являются стратегические развилки, обеспечивающие: массовость или избирательность проектного обучения в вузах; ориентацию на образовательный и/или продуктовый результат; интеграцию проектного обучения в образовательный процесс или реализацию проектной деятельности студентов за рамками их учебных активностей. Выявлена зависимость между организационным дизайном проектного обучения и его ресурсным обеспечением – нормативно-правовым, кадровым, информационным сопровождением. Масштабность и интенсивность управленческих инноваций, связанных с переходом образовательного процесса на форматы проектного обучения, в большей степени характерна для университетов, входящих в программу развития университетов «Приоритет-2030». Они детерминируют не только серьёзные институциональные и организационные изменения, но и трансформацию практик социального взаимодействия в высшем образовании.
Ключевые слова:
высшая школа, университетское управление, Приоритет-2030, проектное обучение, организационно-управленческие модели

Биографии авторов

Людмила Николаевна Боронина, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия
кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления
Светлана Валерьевна Ольховикова, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия
кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления
Александр Анатольевич Балясов, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия
старший преподаватель кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления

Литература

1. NMC Horizon Report: 2015 Higher Education Edition / L. Johnson, S. Adams Becker, V. Estrada [et al.]. Austin, Texas : The New Media Consortium, 2015. 56 p. ISBN 978-0-9906415-8-2.

2. Щербина В. В. Обосновано ли существование социологии управления как специальной социолого-регулятивной теории? // Социологические исследования. 2021. № 3. С. 57–65. DOI 10.31857/S013216250013727-2. EDN FILOVZ.

3. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Трансформация предметного поля социологии управления: новые вызовы // Социологические исследования. 2016. № 7(387). С. 48–57. EDN WHVZPT.

4. Воденко К. В. Теория и методология организации системы науки и образования в формате 4.0 на базе человеческого и искусственного интеллектуального капитала // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов: Сб. докладов VI Всерос. социол. конгресса (Тюмень, 14–16 октября 2020). Тюмень : РОС, 2020. С. 5529–5535. DOI 10.19181/kongress.2020.648. EDN KJGGLC.

5. Гапонова О. С., Чилипенок Ю. Ю. Традиционные и инновационные практики университетов в решении задач социально-экономического развития регионов // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов: Сб. докладов VI Всерос. социол. конгресса (Тюмень, 14–16 октября 2020). Тюмень : РОС, 2020. С. 2794–2807. DOI 10.19181/kongress.2020.337. EDN CERRQR.

6. Проектное обучение: практики внедрения в университетах / Под ред. Л. А. Евстратова, Н. В. Исаева, О. В. Лешукова. М. : НИУ ВШЭ, 2018. 152 с. DOI 10.17323/978-5-7598-1916-5. EDN YWZKMX.

7. Хамидулин В. С. Модернизация модели проектно-ориентированного обучения в вузе // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 1. С. 135–149. DOI 10.31992/0869-3617-2020-29-1-135-149. EDN TCLKTE.

8. Анализ внедрения проектного обучения в российских вузах / М. В. Куклина, А. И. Труфанов, Н. Г. Уразова, А. В. Бондарева // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 6. С. 62. DOI 10.17513/spno.31320. EDN AZRXPT.

9. Организационная модель проектного обучения в бакалавриате / Н. А. Хлебников, И. Н. Обабков, С. Т. Князев [и др.] // Университетское управление: практика и анализ. 2023. Т. 27, № 1. С. 50–57. DOI 10.15826/umpa.2023.01.006. EDN OOSEYL.

10. Сенашенко В. С. Уровни сопряжения системы высшего образования и сферы труда // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 3. С. 38–47. EDN YTMQNN.

11. Мишин И. Н. Реализация проектной деятельности в системе студентоцентрированного обучения // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 3. С. 140–151. DOI 10.31992/0869-3617-2022-31-3-140-151. EDN IXKFFB.

12. Кисель О. В., Дубских А. И., Бутова А. В. Трудности применения студентоцентрированного подхода в российском высшем образовании // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 8-9. С. 95–103. DOI 10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-95-103. EDN LBFCFV.

13. Данейкин Ю. В., Калпинская О. Е., Федотова Н. Г. Проектный подход к внедрению индивидуальной образовательной траектории в современном вузе // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 8-9. С. 104–116. DOI 10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-104-116. EDN CASSIB.

14. Ищенко М. М., Сичкарь Т. В. Проблемы проектного образования в современной России // Вестник евразийской науки. 2019. Т. 11, № 1. С. 19. EDN LWMFLX.

15. Boronina L. N., Senuk Z. V. Temporal analysis of Project training // 12th International Conference of Education, Research and Innovation ICERI 2019 Proceedings (Valencia, 11-13 November, 2019). Valencia: IATED Academy, 2019. P. 7639–7647. DOI 10.21125/iceri.2019.1814. EDN WBAOOX.

16. Simbolon R., Koeswanti H. D. Comparison of Pbl (Project Based Learning) Models with Pbl (Problem Based Learning) Models to Determine Student Learning Outcomes and Motivation // International Journal of Elementary Education. 2021. Vol. 4(4). P. 519–529. DOI 10.23887/ijee.v4i4.30087.

17. Poston R. S., Richardson S. M. Designing an academic project management program: A collaboration between a university and a PMI chapter // Journal of Information Systems Education. 2011. Vol. 22(1). P. 55–72.

18. Peters L., Solomon R. Exploring student project management and evaluation strategies in undergraduate universities // International Journal of Research Publication and Reviews. 2023. Vol. 4, No. 3. P. 1560–1562. DOI 10.55248/gengpi.2023.32491. EDN GUCAZT.

19. Klaus-Rosinska A., Zablocvka-Kluczka A. Project management in universities: The institutional aspect // International Businesss & Economics Research Journal. 2014. Vol. 13(6). P. 1525–1538. DOI: 10.19030/iber.v13i6.8939.

20. Demir C., Kocabas I. Project management maturity model (PMMM) in educational organizations // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2010. Vol. 9. P. 1641–1645. DOI: 10.1016/j.sbspro.2010.12.379.

21. Сутужко В. В. Общенаучные аспекты теории оценки // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2009. № 1(9). С. 42–46. EDN KYYWSL.

22. Yin R. K. Case study research design and methods. 5th ed. Thousand Oaks, CA : Sage, 1994. 282 p. ISBN 978-1-4522-4256-9.

23. Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Методы прикладных социальных исследований : Учебное пособие. 2-е изд., доп. М. : Вариант, 2008. 215 с. ISBN 978-5-903360-14-7.
Статья

Поступила: 10.05.2024

Опубликована: 01.07.2024

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Боронина, Л. Н., Ольховикова, С. В., & Балясов, А. А. (2024). Организационно-управленческий контекст развития проектного обучения в высшей школе. Наука. Культура. Общество, 30(2), 52-69. https://doi.org/10.19181/nko.2024.30.2.4
Раздел
Актуальные проблемы управления в сферах образования и труда