Управление профессиональной социализацией женщин в сфере инженерно-технического труда: вызовы и пути решения

Научная статья
  • Елена Викторовна Кеммет Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия Elena.Kemmet@urfu.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-3967-8153
    Elibrary Author_id 702906 SPIN 6369-2200
    ResearchID W-8645-2018
Выражение признательности
Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РНФ, проект № 23-28-00028 «Мобилизация ресурсности научно-педагогического сообщества в новых условиях реализации стратегии развития российских университетов: региональное измерение», https://rscf.ru/project/23-28-00028/
Для цитирования
Кеммет Е. В. Управление профессиональной социализацией женщин в сфере инженерно-технического труда: вызовы и пути решения // Наука. Культура. Общество. 2024. Том 30. № 2. С. 70-82. DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2024.30.2.5 EDN: MYMUIK

Аннотация

Статья раскрывает тематику управления профессиональной социализацией женщин в инженерно-технической сфере, являющуюся важным аспектом контекста глобальных усилий по достижению гендерного равенства и устойчивого развития. В условиях социально-политической нестабильности, с учётом принятия Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2023–2030 годы эта тема приобретает особое значение для России. Цель исследования заключается в анализе проблем и вызовов, с которыми сталкиваются женщины в инженерно-технической сфере, а также в выявлении эффективных мер поддержки их профессиональной социализации. Исследование реализовано на данных биографических интервью с женщинами-преподавателями и инженерами-практиками (N=19, 2019), а также на экспертных интервью с представителями вузов (N=25, 2024) и анализе документов. В ходе исследования выявлены две основные проблемы: ограниченная вовлеченность женщин-инженеров в научно-исследовательскую деятельность, а также гендерное неравенство в сфере инженерно-технического труда и ограниченные карьерные возможности женщин-инженеров из-за несоответствия рабочей среды в организациях принципам гендерного равенства. Определены и ключевые вызовы в достижении гендерного равноправия в сфере инженерно-технического труда, связанные с обеспечением равных условий для профессионального роста женщин и преодолением устойчивых гендерных стереотипов об их профессиональной роли и возможностях. Предложены пути решения выявленных проблем, включающие меры по повышению вовлеченности женщин в научные исследования и поддержки их профессионального развития, а также созданию благоприятных условий для карьерного роста в инженерно-технической сфере.
Ключевые слова:
управление, профессиональная социализация, женщины, проблемы, инженерно-технический труд, STEM

Биография автора

Елена Викторовна Кеммет, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия
старший преподаватель

Литература

1. Хоткина З. Женская безработица и неформальная занятость в России // Вопросы экономики. 2000. № 3. С. 86–93.

2. Российское общество и государство в условиях глобальной многополярности. Социально-политическое положение России в 2022 году / Н. В. Березина, И. Я. Богданов, Н. М. Великая [и др.]. М. : ФНИСЦ РАН, 2023. 549 с. DOI 10.19181/monogr.978-5-89697-409-3.2023. EDN ORTSAQ.

3. Голиков В. Д., Голиков С. В. Инженерная деятельность в современном обществе: теоретико-методологические основания // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2022. № 1. С. 108–119. DOI 10.15593/2224-9354/2022.1.9. EDN QHDOVJ.

4. Домнышев А. В., Пьянкова Л. А., Затепякин О. А. Рационализация подготовки высококвалифицированных и мобильных кадров для решения задачи согласования рынка труда и рынка образовательных услуг в регионе // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2024. № 1(77). URL: https://eee-region.ru/article/7711/. EDN IMPFMJ.

5. Силласте Г. Г. Наука и образование как сферы самореализации креативной деятельности женщин в процессе достижения гендерного равноправия (Часть I) // Гуманитарий Юга России. 2024. Т. 13, № 1. С. 56–77. DOI 10.18522/2227-8656.2024.1.3. EDN GGDLSO.

6. Мерзляков А. А. Проблема субъектности в социологии управления // Социологическая наука и социальная практика. 2018. Т. 6, № 4(24). С. 95–104. DOI 10.19181/snsp.2018.6.4.6087. EDN YQJUHZ.

7. Тихонов А. В. Социология управления: вчера, сегодня, завтра (материалы круглого стола) // Социологические исследования. 2018. № 2(406). С. 102–113. DOI 10.7868/S0132162518020113. EDN KZSIZN.

8. Фрoлов С. С. Возникновение и развитие правил в практике управления социальными системами // Социологические исследования. 2015. № 3(371). С. 120–127. EDN TQASNX.

9. Збoровский Г. Е., Амбарoва П. А., Шуклина Е. А. Существует ли система высшего образования в России? // Социологические исследования. 2017. № 11(403). С. 76–86. DOI 10.7868/S0132162517110095. EDN ZRQQPF.

10. Storvi A. Women on boards – experience from the Norwegian quota reform // CESifo DICE Report. 2011. Vol. 9, № 1. Р. 34–41.
Статья

Поступила: 15.04.2024

Опубликована: 01.07.2024

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Кеммет, Е. В. (2024). Управление профессиональной социализацией женщин в сфере инженерно-технического труда: вызовы и пути решения. Наука. Культура. Общество, 30(2), 70-82. https://doi.org/10.19181/nko.2024.30.2.5
Раздел
Актуальные проблемы управления в сферах образования и труда