Проактивная система предотвращения инцидентов скулшутинга: что имеет значение?

Научная статья
  • Анна Юрьевна Карпова Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск, Россия belts@tpu.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-7854-1438
    Elibrary Author_id 507861 SPIN 9274-2660
    ResearchID R-4472-2016
Для цитирования
Карпова А. Ю. Проактивная система предотвращения инцидентов скулшутинга: что имеет значение? // Наука. Культура. Общество. 2024. Том 30. № 2. С. 83-98. DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2024.30.2.6 EDN: AKJJCV

Аннотация

Научные исследования скулшутинга актуализировались в начале XXI века, но случаи инцидентов зарегистрированы гораздо раньше, с конца XVI века. В статье особое внимание уделяется причинам и объяснению механизма подражания, значимой движущей силы в скулшутинге. Приводятся примеры случаев, наглядно демонстрирующие действие механизма подражания и аргументированы меры, которые позволят предотвратить распространение «эффекта подражания». В работе обозначены ключевые признаки, объединяющие терроризм и скулшутинг, которые дают веские основания рассматривать инциденты скулшутинга как новый вид терроризма. Аргументировано сходство инцидентов скулшутинга с террористическими актами через описание общих характеристик, таких как ритуально-демонстративный характер насилия, плановый и символический характер насилия, культурная детерминация, групповая идентификация. В данной работе акцент сделан не на научную проблему изучения скулшутинга как особого феномена, а на проблемы создания, организации и управления проактивной системой предотвращения скулшутинга. Приведены результаты анализа американской практики разработки и применения системы оценки угроз для предотвращения скулшутинга. Представлено описание необходимых элементов комплексной системы для предотвращения инцидентов скулшутинга, дано определение проактивной системы.
Ключевые слова:
скулшутер, скулшутинг, терроризм, мониторинг, база данных, предупреждающее поведение, проактивная система, госуправление

Биография автора

Анна Юрьевна Карпова, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск, Россия
доктор социологических наук, профессор Школы общественных наук

Литература

1. Langman P. Warning signs identifying school shooters before they strike. Langman Psychological Associates, LLC; 2021. ISBN 978-0578922997.

2. Katsiyannis A., Whitford D. K., Ennis R. P. Historical examination of United States intentional mass school shootings in the 20th and 21st centuries: Implications for students, schools, and society. Journal of Child and Family Studies. 2018;27(8):2562–2573. DOI 10.1007/s10826-018-1096-2.

3. Oksanen A., Kaltiala-Heino R., Holkeri E. [et al]. School shooting threats as a national phenomenon: Comparison of police reports and psychiatric reports in Finland. Journal of Scandinavian Studies in Criminology and Crime Prevention. 2015;16(2):145–159. DOI 10.1080/14043858.2015.1101823.

4. Rocque M. Exploring school rampage shootings: Research, theory, and policy. The Social Science Journal. 2012;49(3):304–313. DOI 10.1016/j.soscij.2011.11.001.

5. Kostinsky S., Bixler E., Kettl P. Threats of school violence in Pennsylvania after media coverage of the Columbine high school massacre. Archives of Pediatric and Adolescent Medicine. 2001;155(9):994–1001. DOI 10.1001/archpedi.155.9.994.

6. Kissner J. Are active shootings temporally contagious? An empirical assessment. Journal of Police and Criminal Psychology. 2016;31:48–58. DOI 10.1007/s11896-015-9163-8.

7. Lankford A. Fame-seeking rampage shooters: Initial findings and empirical predictions. Aggression and Violent Behavior. 2016;27:122–129. DOI 10.1016/j.avb.2016.02.002.

8. Langman P. Role models, contagions, and copycats: An exploration of the influence of prior killers on subsequent attacks. 2017. URL: https://schoolshooters.info/sites/default/files/role_models_2.1.pdf (accessed: 10.05.2022).

9. Карпова А. Ю., Чайковский Д. В. «Пост-Колумбайн эффект»: стохастический терроризм // Вестник Национального антитеррористического комитета. 2019. № 2(22). С. 45–53.

10. Karpova A.; Savelev A.; Maksimova N. Modeling the process of school shooters radicalization (Russian case). Social Sciences. 2021;10(12):477. DOI 10.3390/socsci10120477.

11. Карпова А. Ю., Максимова Н. Г. Скулшутинг в России: что имеет значение? // Власть. 2021. Т. 29, № 1. С. 93–108. DOI 10.31171/vlast.v29i1.7920. EDN QLQYTP.

12. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2022621125 РФ. Результаты социологического исследования «Скулшутинг в России: социально-демографические данные, мотивы, характеристики инцидентов» : № 2022621020 : заявл. 13.05.2022 : опубл. 19.05.2022 / А. Д. Вильнин, Е. А. Замышевская, А. Ю. Карпова [и др.]; Томский Политехнический Университет. EDN AHDNXA.

13. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2023660578 РФ. Интерактивная карта скулшутинга : № 2023660065 : заявл. 23.05.2023 : опубл. 23.05.2023 / А. Д. Вильнин, А. Ю. Карпова, С. А. Кузнецов [и др.]; Национальный исследовательский Томский политехнический университет. EDN RUWJCB.

14. Максимова Н. Г. Базы данных как эффективный инструмент анализа и предупреждения инцидентов скулшутинга // Наука. Культура. Общество. 2022. Т. 28, № 4. С. 44–55. DOI 10.19181/nko.2022.28.4.4. EDN QALDCG.

15. Muschert G. W. School shootings as mediatized violence. In: Böckler N., Seeger T., Sitzer P., Heitmeyer W. (eds) School Shootings. New York, NY: Springer; 2012. P. 265–281. DOI 10.1007/978-1-4614-5526-4_12.

16. Murray J. L. Mass media reporting and enabling of mass shootings. Cultural Studies ↔ Critical Methodologies. 2017;17(2):114–124. DOI 10.1177/1532708616679144.

17. Langman P. A guide to insider references used by school shooters and other attackers. 2020. URL: https://schoolshooters.info/sites/default/files/insider_references_1.1.pdf (accessed: 11.05.2022).

18. Maryland’s Model Policy for Behavior Threat Assessment (2018). URL: https://schoolsafety.maryland.gov/Documents/Reports-Docs/Maryland%20Model%20Policy%20for%20Behavior%20Threat%20Assessment-2018-19.pdf (accessed: 05.05.2024).

19. Cornell D., Sheras P. Guidelines for responding to student threats of violence. SoprisWest; 2006. ISBN 978-1593185022.

20. Alathari L. [et al.]. Enhancing school safety using a threat assessment model: An operational guide for preventing targeted school violence. National Threat Assessment Center; 2018. URL: https://www.cisa.gov/sites/default/files/publications/18_0711_USSS_NTAC-Enhancing-School-Safety-Guide.pdf (accessed: 05.05.2024).
Статья

Поступила: 06.05.2024

Опубликована: 01.07.2024

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Карпова, А. Ю. (2024). Проактивная система предотвращения инцидентов скулшутинга: что имеет значение?. Наука. Культура. Общество, 30(2), 83-98. https://doi.org/10.19181/nko.2024.30.2.6
Раздел
Современные механизмы реализации молодёжной политики