Управляемость молодежного медиаволонтерства: характеристики активности и организационные условия

Научная статья
  • Мария Владимировна Певная Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия m.v.pevnaya@urfu.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-3591-1181
    Elibrary Author_id 594823 SPIN 6641-3094
    ResearchID ААА-6886-2019
  • Дарья Вячеславовна Минченко Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия minchenkodarya@yandex.ru
    Elibrary Author_id 1160222 SPIN 7513-3889
  • Екатерина Ивановна Початкова Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия pochatkova.ekaterina@gmail.com
    Elibrary Author_id 1215536 SPIN 7750-4820
Для цитирования
Певная М. В., Минченко Д. В., Початкова Е. И. Управляемость молодежного медиаволонтерства: характеристики активности и организационные условия // Наука. Культура. Общество. 2024. Том 30. № 2. С. 99-115. DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2024.30.2.7 EDN: IHJDOY

Аннотация

Статья посвящена изучению опыта молодых россиян в медиаволонтёрстве, выявлению потенциала данного вида просоциальной активности и определению условий для его расширения в молодёжной среде. Анализ научной литературы и результаты социологического опроса молодёжи Свердловской области в возрасте от 14 до 35 лет позволили определить факторы и характеристики активизации субъектности молодого поколения в медиаволонтёрских инициативах. Установлено, что для повышения управляемости цифрового добровольчества среди молодёжи потенциальные медиаволонтёры должны осознавать ценность своей деятельности в медиа-пространстве для себя лично. В этой связи требуется расширение взаимодействия не только между организаторами добровольческой деятельности и добровольцами, но и между волонтёрами и благополучателями. Это условие связано и с необходимостью транслирования в публичном пространстве как самих инициатив, так и качественных изменений в жизни конкретных людей и сообществ, которые произошли благодаря помощи медиадобровольцев. Следующим важным аспектом является выбор канала связи с потенциальными волонтёрами, в этом отношении социальные сети и онлайн-платформы наиболее удобны в использовании как для организаторов, так и для самих добровольцев. Установлено, что при наличии базовых навыков работы в цифровой среде у современной молодёжи ведущим мотивом включения молодых уральцев в волонтёрские практики в формате онлайн являются перспективы получения новых знаний и навыков, полезных для их личного и профессионального развития. Молодёжи важно понимать, что в конкретной практике медиаволонтёрства она будет взаимодействовать с профессионалами. Для старшеклассников определяющее значение имеет социальная среда медиаволонтёрства – нужно создать условия, чтобы они могли делать что-то полезное совместно с друзьями. В исследовании доказано, что для управляемости данного вида добровольчества важна дружественная цифровая среда, которая в нашей стране формируется благодаря федеральным цифровым платформам. Молодые россияне достаточно хорошо знакомы и с платформой «Добро.РФ», и с порталом «Решаем вместе, голосование». Использование сервисов «Госуслуги» коррелирует с интересом молодёжи к контенту федерального волонтёрского портала. Полученные результаты могут быть использованы организаторами социальных проектов в некоммерческом секторе для повышения эффективности рекрутинга молодых волонтёров и расширения их функционала.
Ключевые слова:
управляемость, медиаволонтёрство, молодежь, добровольчество, организационные условия, субъектность молодёжи

Биографии авторов

Мария Владимировна Певная, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия
доктор социологических наук, доцент, заведующая кафедрой социологии и технологий государственного и муниципального управления
Дарья Вячеславовна Минченко, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия
ассистент кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления
Екатерина Ивановна Початкова, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия
магистрант Института экономики и управления

Литература

1. Рогачев С. В., Горлов К. Н. Социальная консолидация в современном городе в условиях развития цифровых коммуникаций // Наука. Культура. Общество. 2022. Т. 28, № 4. С. 75–84. DOI 10.19181/nko.2022.28.4.6. EDN QJTZJA.

2. Молчанов С. В., Алмазова О. В., Поскребышева Н. Н. Представления о волонтерской деятельности у современной молодежи // Национальный психологический журнал. 2020. № 4(40). С. 125–136. DOI 10.11621/npj.2020.0410. EDN JWLLTR.

3. Мерсиянова И. В., Брюхно А. С. Цифровые волонтерские платформы: готовность россиян и потенциал применения // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 6(160). С. 357–375. DOI 10.14515/monitoring.2020.6.1732. EDN GIIDPB.

4. Hustinx L., Lammertyn F. Collective and reflexive styles of volunteering: A sociological modernization perspective // Voluntas. 2003. Vol. 14, No. 2. P. 167–187. DOI 10.1023/A:1023948027200. EDN EQNOEB.

5. Seddighi H., Salmani I. Online volunteering, a way to reduce health inequalities: a review study // Journal of Community Health Research. 2018. Vol. 7, No. 4. Р. 256–264. DOI 10.18502/jchr.v7i4.273.

6. Ackermann K., Manatschal A. Online volunteering as a means to overcome unequal participation? The profiles of online and offline volunteers compared // New Media & Society. 2018. Vol. 20, No. 12. P. 4453–4472. DOI 10.1177/1461444818775698.

7. Башева О. А., Ермолаева П. О. Цифровизация деятельности российских волонтеров в чрезвычайных ситуациях: влияние пандемии или самостоятельный тренд развития? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 6(160). С. 376–402. DOI 10.14515/monitoring.2020.6.1746. EDN SGOHRT.

8. Социальное участие молодежи в развитии городов: методологические идеи, методические подходы и опыт исследования конструктивных практик / М. В. Певная, Е. А. Шуклина, Т. Ю. Быстрова [и др.]. Екатеринбург : Изд-во Уральского университета, 2020. 244 с. ISBN 978-5-7996-3170-3. EDN CSSKGD.

9. Dunas D. V., Vartanov S. A. Emerging digital media culture in Russia: modeling the media consumption of Generation Z // Journal of Multicultural Discourses. 2020. Vol. 15, No. 2. P. 186–203. DOI 10.1080/17447143.2020.1751648. EDN TTOZMA.

10. Зеер Э. Ф., Церковникова Н. Г., Третьякова В. С. Цифровое поколение в контексте прогнозирования профессионального будущего // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 6. С. 153–184. DOI 10.17853/1994-5639-2021-6-153-184. EDN NDPSAT.

11. Дядык Н. Г. Смысложизненные ориентиры студенческой молодежи цифрового поколения // Социум и власть. 2022. № 4(94). C. 26–35. DOI 10.22394/1996-0522-2022-4-26-35. EDN BHKVRZ.

12. Аношкин И. В., Сычев О. А. Связь семейных ценностей молодежи с гедонизмом и эвдемонией // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 8. С. 90–111. DOI 10.17853/1994-5639-2019-8-90-111. EDN MDGLQZ.

13. Apdillah D., Panjaitan Kh., Stefanny N. T. P. [et al.]. The global competition in the digital society 5.0 era: The challenges of the younger generation // Journal of Humanities, Social Sciences and Business. 2022. Vol. 1, No. 3. P. 75–80. DOI 10.55047/jhssb.v1i3.151. EDN IQSPAW.

14. Зинурова Р. И., Никитина Т. Н., Фатхуллина Л. З. Социальные практики и социально-психологические характеристики поколения Z (по результатам фокус-группового исследования) // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 476. С. 146–158. DOI 10.17223/15617793/476/16. EDN WNOHVA.

15. Усов В. Н., Бурцев С. А., Миронов А. С. Социальные последствия изменения досуговых предпочтений современной молодежи: от активных форм отдыха к онлайн-развлечениям // Социология. 2023. № 4. С. 204–211. EDN WDIKON.

16. Беляева Л. А., Зеленев И. А., Прохода В. А. Добровольчество в России: история развития и современные установки молодежи // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021. Т. 21, № 4. С. 825–838. DOI 10.22363/2313-2272-2021-21-4-825-838. EDN WBYMHU.

17. Кульминская А. В. Добровольчество в сети Интернет: проблемы идентификации // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. № 5(62). С. 169–178. DOI 10.26105/SSPU.2019.62.5.016. EDN FZFYSW.

18. Boulianne S., Theocharis Y. Young people, digital media, and engagement: A meta-analysis of research // Social Science Computer Review. 2020. Vol. 38, No. 2. P. 111–127. DOI 10.1177/0894439318814190.

19. Мерзляков А. А. Концептуальные основания исследования субъектности населения // Научный результат. Социология и управление. 2021. Т. 7, № 4. С. 33–47. DOI 10.18413/2408-9338-2021-7-4-0-3. EDN AFSHKS.

20. Alony I., Haski-Leventhal D., Lockstone-Binney L. [et al.]. Online volunteering at DigiVol: an innovative crowd-sourcing approach for heritage tourism artefacts preservation // Journal of Heritage Tourism. 2020. Vol. 15, No. 1. P. 14–26. DOI 10.1080/1743873X.2018.1557665.

21. Saura J. R., Palos-Sanchez P., Velicia-Martin F. What drives volunteers to accept a digital platform that supports NGO projects? // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11, Art. 429. DOI 10.3389/fpsyg.2020.00429.

22. Зубок Ю. А., Березутский Ю. В. Социальная активность молодежи: мировоззренческие основания саморегуляции // Власть и управление на Востоке России. 2020. № 2. С. 89–105. DOI 10.22394/1818-4049-2020-91-2-89-105. EDN UOMSPG.

23. Молчанов С. В., Алмазова О. В., Поскребышева Н. Н. Отношение к цифровому волонтерству российской молодежи // International Journal of Open Information Technologies. 2021. Т. 9, № 12. С. 83–89. EDN SWKOJP.

24. Trautwein S., Liberatore F., Lindenmeier J. [et al.]. Satisfaction with informal volunteering during the COVID-19 crisis: An empirical study considering a Swiss online volunteering platform // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. 2020. Vol. 49, No. 6. P. 1142–1151. DOI 10.1177/0899764020964595.

25. Carlsen H. B., Toubøl J., Brincker B. On solidarity and volunteering during the COVID-19 crisis in Denmark: the impact of social networks and social media groups on the distribution of support // European Societies. 2021. Vol. 23, Sup. 1. P. S122–S140. DOI 10.1080/14616696.2020.1818270.

26. Смирнов В. А. Онлайн-сообщества российских волонтеров (на примере социальной сети VKontakte) // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2019. Т. 25, № 3. С. 71–93. DOI 10.24290/1029-3736-2019-25-3-90-111. EDN PMXDEJ.

27. Naqshbandi K. Z., Liu C., Taylor S. [et al.]. «I am most grateful.» Using gratitude to improve the sense of relatedness and motivation for online volunteerism // International Journal of Human–Computer Interaction. 2020. Vol. 36, No. 14. P. 1325–1341. DOI 10.1080/10447318.2020.1746061.

28. Краснопольская И. И., Гусева П. Д., Мейс Л. [и др.]. Факторы удовлетворенности эпизодических волонтеров // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 2(168). С. 384–408. DOI 10.14515/monitoring.2022.2.2113. EDN RCYDOR.

29. Занятость молодежи в мотивационном и структурном измерении / И. В. Батыков, А. В. Батыкова, А. В. Быков [и др.] // Информационно-аналитический бюллетень Института социологии ФНИСЦ РАН. 2017. № 2. С. 1–129. DOI 10.19181/inab.2017.2. EDN YLJOXV.

30. Мерзляков А. А. Проблема субъектности в социологии управления // Социологическая наука и социальная практика. 2018. Т. 6, № 4(24) С. 95–104. DOI 10.19181/snsp.2018.6.4.6087. EDN YQJUHZ.

31. Социология управления: стратегии, процедуры и результаты исследований / А. В. Тихонов, В. А. Шилова, Е. М. Акимкин [и др.]. М. : Канон+, 2010. 607 с. ISBN 978-5-89697-166-5. EDN RVXDRD.
Статья

Поступила: 10.05.2024

Опубликована: 01.07.2024

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Певная, М. В., Минченко, Д. В., & Початкова, Е. И. (2024). Управляемость молодежного медиаволонтерства: характеристики активности и организационные условия. Наука. Культура. Общество, 30(2), 99-115. https://doi.org/10.19181/nko.2024.30.2.7
Раздел
Современные механизмы реализации молодёжной политики