К вопросу о рабочей модели модернизации Единого государственного экзамена для преодоления неравенства доступа к высшему образованию

Научная статья
Для цитирования
Дождиков А. В. К вопросу о рабочей модели модернизации Единого государственного экзамена для преодоления неравенства доступа к высшему образованию // Наука. Культура. Общество. 2024. Том 30. № 4. С. 79-95. DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2024.30.4.6 EDN: BBJHUT

Аннотация

В исследовании сформулированы подходы к определению неравенства доступа к высшему образованию через регионально обусловленный выбор предметов и результаты ЕГЭ. Представлены зависимости выбора и показателей ЕГЭ от качества образования и инновационного развития регионов. Индикаторами неравенства выступают распределение обучающихся по «когортам успешности» при сдаче ЕГЭ и выбор обучающимися учебного предмета для сдачи, средний балл по региону. Представлены количественные характеристики выбора обучающимися в регионах базовой и профильной математики и других учебных предметов. При расчётах использовались данные всей совокупности абитуриентов в 2019 и 2020 годах, соответственно выводы по статье касаются периода до 2021 года. Проблема повышения эффективности ЕГЭ является объективной и назревшей до политических событий, связанных с отступлением от Болонской системы в 2022 году. Отмечается, что олимпиады и дополнительные внутренние вузовские испытания не являются альтернативой ЕГЭ. Исходя из целей нивелирования регионального неравенства, предложен вариант модели модернизации ЕГЭ объективной оценочной процедурой – дистанционным творческим экзаменом с использованием существующей инфраструктуры пунктов приёма экзамена и видеосвязи. За счёт рандомного назначения заданий и оценивающих экспертов из разных регионов, вузов, организаций дистанционный творческий экзамен сохраняет преимущества ЕГЭ, достигается сопоставимость результатов, исключается коррупция и возможность «натаскивания» на определённые типы ответов. Результаты экзамена оценивает человек: преподаватель общеобразовательной организации или вуза, руководитель органа власти или предприятия. В экзаменационную модель включаются преимущества олимпиад и внутренних экзаменов вузов без их коррупциогенных составляющих. В статье отмечается, что любые инновации в сфере выпускных/вступительных экзаменов должны в обязательном порядке проходить через апробацию и эксперимент с постепенным нарастанием охвата и корректировкой применяемых методик и процедур по итогам профессиональной дискуссии.
Ключевые слова:
образовательное неравенство, меритократия, доступ к высшему образованию, единый государственный экзамен, выбор экзамена, качество образования, дистанционный экзамен, социальная мобильность, образовательная миграция, социальный лифт

Биография автора

Антон Валентинович Дождиков, ИСПИ ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
кандидат политических наук, старший научный сотрудник кафедры ЮНЕСКО

Литература

1. Кудряшова Т. Г., Шуруп А. С. О модернизации системы итоговой аттестации выпускников школ // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2023. Т. 21, № 1. С. 18–39. DOI 10.51314/2073-2635-2023-21-1-18-39. EDN NRKHSP.

2. Коныжева Ю. Г., Губарева Л. И., Бутова О. А. Нейропсихологические предикторы невротических состояний у учащихся 17 лет в период подготовки к ЕГЭ // Вестник психофизиологии. 2023. № 4. С. 53–59. DOI 10.34985/o6932-4697-5068-d. EDN DVPNTF.

3. Губарева Л. И., Коныжева Ю. Г., Водолажская М. Г. Динамика психофизиологических показателей у учащихся 11-х классов, сдающих Единый государственный экзамен // Психология. Психофизиология. 2024. Т. 17, № 1. С. 91–102. DOI 10.14529/jpps240109. EDN KMNUMO.

4. Каплун А. В., Зникина Л. С., Дягилева А. В., Пылов П. А. Корреляционный анализ результатов перехода к дистанционному формату обучения (соотношение показателей ЕГЭ и первой промежуточной аттестации студентов вуза) // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2023. № 1(49). С. 23–28. DOI 10.54509/22203036_2023_1_23. EDN AXPKBN.

5. Gil-Hernández C. J. The (unequal) interplay between cognitive and noncognitive skills in early educational attainment. American Behavioral Scientist. 2021;65(11): 1577-1598. DOI 10.1177/0002764221996764. EDN IDHYDD.

6. Kang C. Private tutoring and distribution of student academic outcomes: An implication of the presence of private tutoring for educational inequality. Korean Economic Review. 2021;37(2):287–326. DOI 10.22841/kerdoi.2021.37.2.004. EDN FFRORO.

7. Turetsky K. M., Sinclair S., Starck J. G., Shelton J. N. Beyond students: how teacher psychology shapes educational inequality. Trends in Cognitive Sciences. 2021;25(8):697–709. DOI 10.1016/j.tics.2021.04.006. EDN MLSNWB.

8. Nazarov M. S., Martynenko O. O., Alekseev S. A., Soboleva E. V. Educational inequality and professional motivation of a future teacher. Journal of Higher Education Theory and Practice. 2021;21(9):107–112. DOI 10.33423/jhetp.v21i9.4594. EDN SFUEGJ.

9. Jones D. P., Wootton R. E., Gill D. [et al.] Mental health as a mediator of the association between educational inequality and cardiovascular disease: A mendelian randomization study. Journal of the American Heart Association. 2021;10(17):e019340. DOI 10.1161/JAHA.120.019340. EDN XKADNB.

10. Herd P., Freese J., Domingue B. W. [et al.] Genes, Gender Inequality, and Educational Attainment. American Sociological Review. 2019;84(6):1069–1098. DOI 10.1177/0003122419886550. EDN BEUOTC.

11. Ivaniushina V., Williams E. Tracking, school mobility, and educational inequality. Educational Studies. Moscow. 2019;(4):47–70. DOI 10.17323/1814-9545-2019-4-47-70. EDN MNCHFM.

12. Ибрагимова З. Ф., Франц М. В. Неравенство возможностей в образовании в советский и постсоветский периоды: эмпирический анализ // Вопросы образования. 2021. № 2. С. 43–62. DOI 10.17323/1814-9545-2021-2-43-62. EDN WHGBBU.

13. Гошин М. Е., Мерцалова Т. А. Типы родительского участия в образовании, социально-экономический статус семьи и результаты обучения // Вопросы образования. 2018. № 3. С. 68–90. DOI 10.17323/1814-9545-2018-3-68-90. EDN UZPRBU.

14. Косарецкий С. Г., Куприянов Б. В., Филиппова Д. С. Особенности участия детей в дополнительном образовании, обусловленные различиями в культурно-образовательном и имущественном статусе семей и месте проживания // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 168–190. DOI 10.17323/1814-9545-2016-1-168-190. EDN VSARUX.

15. Hancock K. J., Mitrou F., Zubrick S. R. [et al.]. Educational inequality across three generations in Australia. Australian Journal of Social Issues. 2018;53(1):34–55. DOI 10.1002/ajs4.33. EDN NPBQWI.

16. Milne E. Educational issues and inequalities: Experiences of indigenous Canadian students. Sociological Studies of Children and Youth. 2016;20:65–89. DOI 10.1108/S1537-466120160000020003. EDN VPBACI.

17. Auger N., Roncarolo F., Harper S. Increasing educational inequality in preterm birth in Québec, Canada, 1981–2006. Journal of Epidemiology and Community Health. 2011;65(12):1091–1096. DOI 10.1136/jech.2009.102350. EDN PKVTHR.

18. Косарецкий С. Г., Груничева И. Г., Гошин М. Е. Образовательная политика России конца 1980-х – начала 2000-х годов: декларации и практическое влияние на неравенство в общем образовании // Мир России. Социология. Этнология. 2016. Т. 25, № 4. С. 115–135. EDN WTIEYH.

19. Broer M., Bai Y., Fonseca F. A review of the literature on socioeconomic status and educational achievement. IEA Research for Education. 2019;5:7–17. DOI 10.1007/978-3-030-11991-1_2. EDN BNELYD.

20. Тропникова В. В. Система образования и социальное неравенство: анализ зарубежных подходов к исследованию проблемы // Наука Красноярья. 2019. Т. 8, № 1. С. 25–40. DOI 10.12731/2070-7568-2019-1-25-40. EDN LLZBNV.

21. Филипова А. Г., Высоцкая А. В. Образовательное неравенство в школе: от интерпретации понятия к детерминирующим факторам // Социальные исследования. 2018. № 2. С. 1–17. EDN YZSATB.

22. Филипова А. Г., Высоцкая А. В. Образовательное неравенство в российских школах: влияние территориального фактора // Вестник Института социологии. 2019. Т. 10, № 4. С. 150–163. DOI 10.19181/vis.2019.31.4.610. EDN VFEAWA.

23. Firsova A., Chelnokova O., Vavilina A. The methods of research of educational inequality dynamics. Technology, Engineering, Management, Entrepreneurship, Learning – International Journal. 2019;3(1):11–17. EDN ESJLHV.

24. Filipova A. G., Inzartsev A. V, Vysockaya A. V. Educational inequality in Russian regions: Mathematical modeling. Lecture Notes in Networks and Systems. 2021;200:948–958. DOI 10.1007/978-3-030-69421-0_105. EDN XGIBWK.

25. Valdés M. T. Main methodological procedures for the analysis of the composition of educational inequality. Empiria. 2020;(48):115–145. DOI 10.5944/empiria.48.2020.28073. EDN QCJZQV.

26. Rees G., Gromada A., Chzhen Ye. More equal and less equal at the same time? Measuring inequality in educational achievement of 15-year-olds in 37 countries. In: Culture and education: social transformations and multicultural communication: Proceedings of the Middle-Term Conference RC04 Sociology of Education International Sociological Association (ISA). Moscow: RUDN; 2019. P. 666–673. DOI 10.22363/09669-2019-666-673. EDN VNFGEY.

27. Захаров А. Б., Адамович К. А. Региональные различия в доступе к образовательным ресурсам, в академических результатах и в траекториях российских учащихся // Экономическая социология. 2020. Т. 20, № 1. С. 60–80. DOI 10.17323/1726-3247-2020-1-60-80. EDN KTKAEL.

28. Липай Т. П. О проявлении стигматизации в процессе образования // Социологические исследования. 2004. № 10(246). С. 140–141. EDN OWMZPB.

29. Прахов И. А. Барьеры доступа к качественному высшему образованию в условиях ЕГЭ: семья и школа как сдерживающие факторы // Вопросы образования. 2015. № 1. С. 88–117. DOI 10.17323/1814-9545-2015-1-88-117. EDN TOEWHD.

30. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации / Г. И. Абдрахманова, С. В. Артемов, П. Д. Бахтин [и др.]. Выпуск 6. М. : НИУ ВШЭ, 2020. 264 с. DOI 10.17323/978-5-7598-1987-5. EDN CVTKTT.

31. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации / Г. И. Абдрахманова, С. В. Артемов, П. Д. Бахтин [и др.]. Выпуск 7. М. : НИУ ВШЭ, 2021. 274 с. DOI 10.17323/978-5-7598-2390-2. EDN PPLHHM.

32. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2021620955 РФ. Выбор выпускников 2019 и 2020 годов учебных предметов для сдачи на ЕГЭ в тендерном разрезе в зависимости от субъекта РФ: № 2021620834: заявл. 28.04.2021: опубл. 13.05.2021 / Е. Ю. Малеванов, А. В. Дождиков, Е. В. Корнилова, А. Д. Иванов ; РАНХиГС. EDN KPCFDX.

33. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2022622990 РФ. Предпочтения выпускников школ 2020 года в выборе вузов для получения высшего образования в региональном разрезе: № 2022622992: заявл. 16.11.2022: опубл. 21.11.2022 / А. В. Дождиков, Е. В. Корнилова ; РАНХиГС. EDN DCASGG.

34. Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Анчиков К. М. Готовность российских школ и семей к обучению в условиях карантина: оценка базовых показателей // Факты образования. 2020. № 2(27). 32 с.

35. Дмитриев П. А., Финогенова А. С. Оценка последствий пандемии на дифференциацию возможностей реализации потенциала цифрового развития молодёжи в России // Финансовые рынки и банки. 2023. № 1. С. 94–99. EDN SAHBCQ.

36. Ибрагимова З. Ф, Франц М. В. Динамический анализ неравенства достижений и возможностей в российском школьном образовании // Социологические исследования. 2021. № 9. С. 54–63. DOI 10.31857/S013216250013781-2. EDN CPKQWK.

37. Нужны ли дополнительные испытания для абитуриентов вузов? // Ректор ВУЗа. 2023. № 5. С. 8–9. EDN HHMYBJ.

38. Керша Ю. Д. Социально-экономическая композиция школы как фактор воспроизводства неравенства в образовании // Вопросы образования. 2020. № 4. С. 85–112. DOI 10.17323/1814-9545-2020-4-85-112. EDN YSAERX.

39. Аверьянов А. О., Питухина М. А., Симакова А. В. Миграционный отток выпускников региональных школ // Непрерывное образование: XXI век. 2021. № 3(35). С. 112–131. DOI 10.15393/j5.art.2021.7052. EDN AZVBBL.

40. Попова Е. С. Неравенство образовательных шансов в цифровом измерении // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. № 1(48). С. 55–67. DOI 10.52944/PORT.2022.48.1.004. EDN NHJPNZ.

41. Грошев И. В., Краснослободцев А. А. Цифровизация и креативность российских регионов // Социологические исследования. 2020. № 5. С. 66–78. DOI 10.31857/S013216250009390-2. EDN PLVOPV.

42. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Социальный контекст образовательной неуспешности учащейся молодёжи // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 2. С. 114–139. DOI 10.17853/1994-5639-2021-2-114-139. EDN CVRGXD.

43. Константиновский Д. Л. Преодоление барьеров в образовании: исследования и социальная практика // Социологическая наука и социальная практика. 2020. Т. 8, № 3(31). С. 125–133. DOI 10.19181/snsp.2020.8.3.7491. EDN FGRZUS.

44. Богданов М. Б., Малик В. М. Как сочетаются социальное, территориальное и гендерное неравенства в образовательных траекториях молодёжи России? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3(157). С. 392–421. DOI 10.14515/monitoring.2020.3.1603. EDN NBXFVU.

45. Дождиков А. В. Дистанционный творческий экзамен для поступающих в вузы // Высшее образование в России. 2017. № 3. С. 86–92. EDN YHQCBT.
Статья

Поступила: 09.06.2024

Опубликована: 20.12.2024

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Дождиков, А. В. (2024). К вопросу о рабочей модели модернизации Единого государственного экзамена для преодоления неравенства доступа к высшему образованию. Наука. Культура. Общество, 30(4), 79-95. https://doi.org/10.19181/nko.2024.30.4.6
Раздел
Политика и социальная сфера жизни общества