Социальный потенциал российского учительства и проблемы его реализации

Научная статья
Выражение признательности
Статья выполнена за счёт гранта Российского научного фонда № 23-18-00093 «Судьбы общественного договора в России: эволюция идей и уроки реализации», https://rscf.ru/project/23-18-00093/
Для цитирования
Буланова М. Б. Социальный потенциал российского учительства и проблемы его реализации // Наука. Культура. Общество. 2025. Том 31. № 1. С. 50-58. DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2025.31.1.4 EDN: DLFYVS

Аннотация

В настоящее время российские учителя как социальная группа испытывают проблемы в выполнении своей основной миссии по образованию и воспитанию будущих поколений. Учитель выступает главным агентом социализации учащихся, влияющим на становление их мировоззрения, ценностных ориентаций, контролирует уровень и качество знаний, приобретённых на школьной ступени. В статье представлен социальный потенциал учительства в общественном и личном измерении; рассмотрен ряд объективных и субъективных причин, затрудняющих успешную реализацию данного потенциала. Сделан вывод, что факторами, положительно влияющими на социальный потенциал российского учительства, является высокий уровень их образования, историческая миссия профессии, безусловная поддержка со стороны общества. Вместе с тем, к отрицательным факторам можно отнести недофинансирование школьного образования со стороны государства, высокий уровень бюрократизации и низкий престиж профессии. Создание условий для развития социального потенциала учительства является неотъемлемой составной частью общественного договора этой части интеллигенции с властью.
Ключевые слова:
социальный потенциал, российские учителя, школьное образование, общественный договор

Биография автора

Марина Борисовна Буланова, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия
доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой теории и истории социологии социологического факультета

Литература

1. Bourdieu P. The forms of capital // Handbook of theory and research for the sociology of education / Ed. by J. G. Richardson. New York : Greenwood Press, 1986. P. 241–258.

2. Putnam R. Bowling alone: the collapse and revival of American community. New York : Simon & Schuster, 2000. 544 p. ISBN 978-0-7432-0304-3.

3. Sen A. Development as freedom. Oxford : Oxford University Press, 1999. 384 p. ISBN 978-0198297581.

4. Coleman J. Social capital in the creation of human capital // American Journal of Sociology. 1988. Vol. 94. № 1. P. 95–120. DOI 10.1086/228943.

5. Giddens A. The constitution of society. Berkeley : University of California Press, 1984. 402 p. ISBN 0-520-05292-7.

6. Горшков М. К. Российское общество в условиях трансформации. Мифы и реальность (социологический анализ). 1992–2002. М. : РОССПЭН, 2003. 512 с. ISBN 5-8243-0437-8. EDN SDCPDN.

7. Заславская Т. И. Социетальная трансформация российского общества: деятельностно-структурная концепция. М. : Дело, 2003. 566 с. ISBN 5-7749-0277-3. EDN QOCHHD.

8. Социология в России / Под ред. В. А. Ядова. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Институт социологии РАН, 1998. 696 с. ISBN 5-89697-011-0. EDN TCIOAB.

9. Зубок Ю. А. Молодежь в воспроизводстве человеческого потенциала российского общества // Человеческий потенциал современной России : сб. ст. / Под ред. Г. Х. Шингарова, И. Е. Задорожнюка. М. : Изд-во СГУ, 2005. C. 132–184.

10. Беляева Л. А. Культурный и социальный капитал и напряженность социального пространства России // Общественные науки и современность. 2013. № 5. С. 51–64. EDN RDRCCX.

11. Каргаполова Е. В. Категория «потенциала региона»: специфика проблемного поля // Научный потенциал регионов России на службу модернизации: межвузовский сборник научных статей. Астрахань : АИСИ, 2013. С. 144–154.

12. Kraft M., Lyon M. The rise and fall of the teaching profession: prestige, interest, preparation, and satisfaction over the last half century // EdWorkingPaper. 2024. No: 22-679. DOI 10.26300/7b1a-vk92.

13. Карпова А. Ю. Проактивная система предотвращения инцидентов скулшутинга: что имеет значение? // Наука. Культура. Общество. 2024. Т. 30, № 2. С. 83–98. DOI 10.19181/nko.2024.30.2.6. EDN AKJJCV.

14. Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Социология образования. М. : Гардарики, 2005. 383 с. ISBN 5-8297-0237-1. EDN QODURT.

15. Зиятдинова Ф. Г. Социальные проблемы образования. М. : РГГУ, 1999. 281 с. ISBN 5-7281-0289-1.

16. Горшков М. К., Шереги Ф. Э., Тюрина И. О. Воспроизводство специалистов интеллектуального труда: социологический анализ. М. : ФНИСЦ РАН, 2023. 383 с. DOI 10.19181/monogr.978-5-89697-413-0.2023. EDN DMQCRN.

17. Шереги Ф. Э., Арефьев А. Л., Царьков П. Е. Условия труда педагогов: хронометрический и социологический анализ. М. : Социоцентр, 2016. 327 с. ISBN 978-5-906001-47-4. EDN FWUTFK.

18. Буланова М. Б. Педагог: грани профессионального становления // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2022. № 4. С. 89–98. DOI 10.28995/2073-6401-2022-4-89-98. EDN QKSYMM.

19. Осипов А. М., Матвеев В. В., Матвеева Н. А., Воронцова Т. И. Школьные администраторы: агенты и жертвы бумажного прессинга // Социологические исследования. 2021. № 9. С. 71–79. DOI 10.31857/S013216250014215-9. EDN NTSRIF.

20. Константиновский Д. Л., Пинская М. А., Звягинцев Р. С. Профессиональное самочувствие учителей: от энтузиазма до выгорания // Социологические исследования. 2019. № 5. С. 14–25. DOI 10.31857/S013216250004949-6. EDN RBKSMV.
Статья

Поступила: 12.02.2025

Опубликована: 28.03.2025

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Буланова, М. Б. (2025). Социальный потенциал российского учительства и проблемы его реализации. Наука. Культура. Общество, 31(1), 50-58. https://doi.org/10.19181/nko.2025.31.1.4
Раздел
Актуальные проблемы управления в сферах образования и труда