Профессиональные стратегии молодых российских учителей

Научная статья
  • Виктор Леонидович Ланцев Среднерусский институт управления – филиал РАНХиГС, Орёл, Россия vic_lan@mail.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-8869-5174
    Elibrary Author_id 1006430
    SPIN 5511-4682
Для цитирования
Ланцев В. Л. Профессиональные стратегии молодых российских учителей // Наука. Культура. Общество. 2025. Том 31. № 3. С. 95-109. DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2025.31.3.7 EDN: NEXUAL

Аннотация

В условиях трансформации института образования возрастает потребность в квалифицированных педагогах. Молодые учителя являются ресурсом для развития системы образования и достижения оптимального качества образования. В условиях внедрения профессиональных стандартов и механизмов профессионального развития возрастает значимость профессиональных стратегий молодых учителей. Поэтому целью работы стало выявление условий формирования стратегий и их оценка. Профессиональные стратегии фундируются на основе установок личности и предопределяют эффективность профессиональной деятельности учителя. Важное влияние на профессиональное развитие оказывает высокий уровень неопределённости образовательных результатов, затяжной характер модернизации, наличие нормативно-ценностных феноменов, уровень субъектности молодого педагога в принятии решений в области профессионального и личностного развития. В контексте проведённого исследования выделены несколько типов профессиональных стратегий молодых учителей: активная и пассивная, адаптивная и конфликтная, инновационная и консервативная. Выбор стратегии определяется актуальными условиями труда и зависит от участия профессионального сообщества в развитии молодого педагога. Автором делается вывод о необходимости целенаправленного управления формированием профессиональных стратегий. Большое значение в этом вопросе отводится возрождению наставничества и построению в образовательной организации системы сопровождения молодых педагогов.
Ключевые слова:
профессиональные стратегии, молодёжь, молодые учителя, система образования, установки личности, траектории развития

Биография автора

Виктор Леонидович Ланцев, Среднерусский институт управления – филиал РАНХиГС, Орёл, Россия
кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и социальных технологий

Литература

1. Маланов И. А. Проблемы профессионального становления и развития современных молодых учителей // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2021. № 3. С. 32–36. DOI 10.18101/2307-3330-2021-3-32-36. EDN NHQDSL.

2. Шевелев А. Н., Кузина Н. Н., Смольников В. Ю. Социопедагогическое исследование молодых учителей: проблемы, характерные черты и готовность к профессиональной деятельности // Человек и образование. 2018. № 4(57). С. 196–201. EDN YXTOVF.

3. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Научно-педагогические работники в социальной структуре вуза и общества // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2024. № 2(89). С. 53–64. DOI 10.69571/SSPU.2024.89.2.003. EDN WMOKWO.

4. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Современная социология молодежи: изменяющаяся реальность и новые теоретические подходы // Россия реформирующаяся. 2017. № 15. С. 12–48. EDN ZFBDYV.

5. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Изменяющаяся социальная реальность в кризисном российском обществе // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. Т. 10, № 1. С. 41–57. DOI 10.15838/esc.2017.1.49.3. EDN YGKGXZ.

6. Ковалева А. И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования. 2003. № 1(225). С. 109. EDN OOMWYX.

7. Луков В. А. Научная школа Московского гуманитарного университета по социологическим наукам: концепции и исследования молодежи // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2014. № 10. С. 5–22. EDN TBUAZT.

8. Луков В. А. Тезаурусный подход и молодежная тематика в гуманитарных науках // Горизонты гуманитарного знания. 2018. № 4. С. 3–14. DOI 10.17805/ggz.2018.4.1. EDN VMPYEV.

9. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция / В. А. Ядов, А. А. Семенов, В. В. Водзинская [и др.]. Второе расширенное издание. М. : ЦСПиМ, 2013. 376 с. ISBN 978-5-906001-04-7. EDN SWYNQU.

10. Заславская Т. И. Творческая активность масс: социальные резервы роста // ЭКО. 1986. № 3. C. 3–25.

11. Бурдье П. Социология социального пространства. М. : Алетейя, 2007. 288 с. ISBN 5-89329-762-8. EDN QOECDF.

12. Тихонов А. В. Социология управления. 2-е изд., доп. и перераб. М. : Канон+, 2007. 472 с. ISBN 978-5-88373-153-1. EDN TVIOWP.

13. Моисеев А. М. Потребности молодых педагогов в наставничестве и методической поддержке // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2019. № 4(50). С. 8–24. DOI 10.25688/2076-9121.2019.50.4.01. EDN COCXBX.

14. Марголис А. А., Аржаных Е. В., Хуснутдинова М. Р. Институционализация наставничества как ресурс профессионального развития российских педагогов // Вопросы образования. 2019. № 4. С. 133–159. DOI 10.17323/1814-9545-2019-4-133-159. EDN LYKQWU.

15. Гундуев А. В. Проблемы и трудности профессиональной социализации молодых педагогов: мнение молодых педагогов и позиция управленцев // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2021. № 3. С. 16–20. DOI 10.18101/2307-3330-2021-3-16-20. EDN FSATPN.

16. Буланова М. Б. Проблемы и перспективы трудоустройства и занятости молодых российских педагогов // Наука. Культура. Общество. 2024. Т. 30, № 3. С. 94–113. DOI 10.19181/nko.2024.30.3.6. EDN AOCUOP.

17. Вандышева Л. В., Карпова Ю. В. Методическое сопровождение профессионального становления молодых педагогов Самарской области // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2021. № 3(48). С. 81–94. EDN AXTXCJ.

18. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М. : Мысль, 1991. 299 с. ISBN 5-244-00380-1. EDN SGBTRN.

19. Коршунова О. В., Береснева Л. Н. Мотивы выбора педагогической профессии и востребованные качества педагога: исследование представлений студентов вуза // Перспективы науки и образования. 2021. № 5(53). С. 154–177. DOI 10.32744/pse.2021.5.11. EDN GWCRXW.

20. Егорышев С. А. Эмоциональное выгорание учителей как фактор снижения эффективности их профессиональной деятельности // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2023. Т. 23, № 1. С. 61–73. DOI 10.22363/2313-2272-2023-23-1-61-73. EDN KZGKTD.

21. Ланцев В. Л. Социально-управленческие механизмы внедрения профессионального стандарта педагога: установки и ожидания работников // Научный результат. Социология и управление. 2025. Т. 11, № 1. С. 227–245. DOI 10.18413/2408-9338-2025-11-1-1-5. EDN YZHOCH.

22. Балашова Н. В. Трансформация стратегий трудового поведения работников в современных условиях // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2024. № 67. С. 270–284. DOI 10.17223/19988648/67/16. EDN RRQHEU.
Статья

Поступила: 14.06.2025

Опубликована: 29.09.2025

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Ланцев, В. Л. (2025). Профессиональные стратегии молодых российских учителей. Наука. Культура. Общество, 31(3), 95-109. https://doi.org/10.19181/nko.2025.31.3.7
Раздел
Социология образования