Социологическое понимание субъекта идеологии в классических и современных подходах

Научная статья
Для цитирования
Матвеева Н. Ю. Социологическое понимание субъекта идеологии в классических и современных подходах // Наука. Культура. Общество. 2025. Том 31. № 2. С. 37-49. DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2025.31.2.3 EDN: XWSLPM

Аннотация

Идеология как социальное явление представляет собой направленное на действие формирование социальных образов и смыслов и предполагает наличие собственного носителя – субъекта идеологии. Изучение этого субъекта является ключевым условием понимания идеологических процессов, что определяет актуальность рассматриваемой темы. Проблема исследования заключается в понимании факторов, способствующих объединению индивидов в идеологические сообщества. На подходы к пониманию субъекта идеологии повлияли как представления о социальной сущности идеологии, так и изменения в обществе. На основе анализа классических (К. Маркс, В. Парето, К. Мангейм, Т. Адорно, А. Грамши) и современных (Л. Альтюссер, С. Жижек) подходов рассмотрены основные свойства коллективного субъекта идеологии. В контексте исследования уделено внимание концепциям Дж. Александера относительно групп-носителей коллективных смыслов, К. Г. Юнга об архетипах коллективного бессознательного, а также Р. Барта, интерпретировавшего идеологию как форму современной мифологии. Сформулировано положение о том, что субъект идеологии – это группа, характеризующаяся определённым положением в социальной структуре, и формирующая образ социальных отношений под воздействием данного социального ракурса. При этом идеология служит данной общности не столько инструментом рационального осмысления собственного положения и постановки целей развития и изменения, сколько средством рационализации глубинных социальных чувств, самоутверждения, обоснования неизбежности существующего порядка или необходимости его изменения. Сетевизация социального пространства воздействует как на свойства субъекта идеологии, так и на характер его активности. С одной стороны, могут возникать «сетевые эффекты» создания новых результатов идеологической деятельности, с другой – реальная социальная активность всё чаще подменяется виртуальной активностью, реализуемой в рамках социальных сетей.
Ключевые слова:
идеология, субъект идеологии, группы носителей, общественное сознание, социальные смыслы, ценности, марксизм, социальные отношения, социальные классы

Биография автора

Наталья Юрьевна Матвеева, Российский университет транспорта; МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, Россия
кандидат социологических наук, доцент РУТ (МИИТ); доцент МГТУ им. Н.Э. Баумана

Литература

1. Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г. В. Осипова. М. : Норма-Инфра М, 1998. 488 с. EDN TRWDJG.

2. Бауман З. Текучая современность / Пер. с англ. С. А. Комаров. М. [и др.] : Питер, 2008. 238 с. EDN QOABEJ.

3. Адорно Т. Исследование авторитарной личности / Под ред. В. П. Култыгина. М. : Серебряные нити, 2001. 416 с.

4. Декарт Р. Рассуждение о методе / Соч. в 2-х тт. Т. 1. М. : Мысль, 1989. С. 250–296.

5. Латур Б. Пересборка социального: Введение в акторно-сетевую теорию. М. : ВШЭ, 2014. 384 с. EDN SYZVMJ.

6. Кастельс М. Власть коммуникации / Пер. с англ. Н. М. Тылевич. М. : ВШЭ, 2016. 564 с.

7. Добролюбов С. В. Коллективный агент и коллективный субъект: Некоторые основания концептуализации // Социологический журнал. 2012. № 2. С. 53–79. EDN PBDWZN.

8. Жилина В. А. Проблема определения идеологического субъекта // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 29(167). С. 44–50. EDN KWMTKB.

9. Журавлев А. Л. Коллективный субъект: основные признаки, уровни и психологические типы // Психологический журнал. 2009. Т. 30, № 5. С. 72–80. EDN LKQSWH.

10. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества / Пер. с англ. М. Л. Коробочкиной. М. : Весь Мир, 2004. 185 с. EDN QOCZEN.

11. Мангейм К. Идеология и утопия // Диагноз нашего времени / К. Мангейм; Пер. М. И. Левиной. Юрист, 1994. С. 7–276.

12. Касавин И. Т. Коллективный субъект как предмет эпистемологического анализа // Эпистемология и философия науки. 2015. Т. 46, № 4. С. 5–18. EDN VJUQYJ.

13. Чупров В. И., Зубок Ю. А., Романович Ю. А. Отношение к социальной реальности в российском обществе: социокультурный механизм формирования и воспроизводства. М. : Норма, 2014. 352 с. EDN XRTSUR.

14. Трунов А. А., Рындин Е. В. Субъекты идеологического производства в обществах модерного и постмодерного типов // Наука. Искусство. Культура. 2022. № 4(36). С. 58–66. EDN IZGAVK.

15. Франк С. Л. Духовные основы общества: введение в социальную философию // Русское зарубежье: из истории социальной и правовой мысли. Л. : Лениздат, 1991. С. 243–433.

16. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда ; Метод социологии : Пер. с фр. М. : Наука, 1991. 572 с.

17. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. М. : Политиздат, 1988. 574 с.

18. Альтюссер Л. Идеология и идеологические аппараты государства // Неприкосновенный запас. 2011. № 3. С. 14–58.

19. Штирнер М. Единственный и его собственность / Пер. Б. В. Гиммельфарба и М. Л. Гохшиллера. М. : Юрайт, 2025. 280 с.

20. Черников М. В. Об идеологии. Уроки марксизма // Свободная мысль. 2019. № 5(1677). С. 21–32. EDN ZXWUIE.

21. Грамши А. Тюремные тетради : пер. с ит. В 3 ч.; Ч. 1. М. : Политиздат, 1991. 560 с.

22. Хардт М., Негри А. Множество: война и демократия в эпоху империи. М. : Культурная революция, 2006. 508 с.

23. Парето В. Компендиум по общей социологии. М. : ГУ ВШЭ, 2007. 511 с. EDN QOHUFH.

24. Енгоян А. П. Психологический подход к идеологии: от Фрейда к Парето // Научная мысль Кавказа. 2007. № 3(51). С. 21–28. EDN IJUEIZ.

25. Жижек С. Возвышенный Объект Идеологии / Пер. с англ. В. Софронова. М. : Художественный журнал, 1999. 237 с.

26. Слотердайк П. Критика цинического разума / Пер. с нем. А. Перцева. Екатеринбург : У-Фактория, 2009. 798 с. EDN QWUKZB.

27. Гатауллин А. И., Лебедев А. Б. Степень свободы социального субъекта в пространстве пост-идеологии // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. Т. 153, № 1. С. 32–41. EDN LAEUOL.

28. Васильев А. А. Мировоззрение почвенников (Ф. М. и М. М. Достоевских, А. А. Григорьева и Н. Н. Страхова): забытые страницы русской консервативной мысли. М. : Институт русской цивилизации, 2010. 243 с.

29. Юнг К. Г. Архетип и символ. М. : Республика, 1997. 368 с.

30. Элькан О. Б., Путра В. А. Формирование символической сферы культуры в представлениях аналитической психологии К. Г. Юнга // Культурная жизнь Юга России. 2017. № 3(66). С. 20–24. EDN ZRAHUZ.

31. Барт Р. Мифологии. М. : Академический Проект, 2008. 351 с.

32. Лавров П. Л. Философия и социология : избранные произведения в 2 т. Том 2. Исторические письма 1868–1869. М. : Мысль, 1965. 703 с.

33. Подлесная М. А., Шевченко О. К. Фактор фронтирности в формировании образа героя в российском обществе // Наука. Культура. Общество. 2024. Т. 30, № 3. С. 42–60. DOI 10.19181/nko.2024.30.3.3. EDN TUKCXU.

34. Александер Дж. Смыслы социальной жизни: Культурсоциология / Пер. с англ. Г. К. Ольховикова. М. : Праксис, 2013. 640 с.

35. Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии : в 4 т. Т. 2: Общности / Пер. с нем.; сост., общ. ред. и предисл. Л. Г. Ионина. М. : ВШЭ, 2017. 428 с.
Статья

Поступила: 22.03.2025

Опубликована: 30.06.2025

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Матвеева, Н. Ю. (2025). Социологическое понимание субъекта идеологии в классических и современных подходах. Наука. Культура. Общество, 31(2), 37-49. https://doi.org/10.19181/nko.2025.31.2.3
Раздел
Социальные и культурные процессы в фокусе социологической теории